Бизнес
Бесплатный
Александра Крекнина
Статья опубликована в № 3124 от 18.06.2012 под заголовком: Российский ритейл не рекомендуют иностранцам

Россия вылетела из двадцатки самых привлекательных для розничных сетей стран мира

Россия теперь не входит даже в двадцатку самых интересных для иностранных ритейлеров развивающихся стран, показало исследование A.T. Kearney. Привлекательность отечественного розничного рынка для иностранцев резко снижается из-за нехватки недвижимости, высоких административных рисков и сильных локальных игроков, считают эксперты
Д.Гришкин / Ведомости

Россия в рейтинге наиболее перспективных стран для инвестиций в розничную торговлю A.T. Kearney (The 2012 Global Retail Development Index) опустилась на 26-е место, уступив Бразилии, Индии, Китаю, Грузии, а также Шри-Ланке, Ботсване и Панаме. В прошлом году Россия впервые оказалась вне десятки наиболее привлекательных розничных рынков, заняв 14-е место в рейтинге. Еще в 2009 г. страна занимала, по оценке A.T. Kearney, вторую строчку списка (в 2010 г. рейтинг не составлялся).

Рейтинг A.T. Kearney включает 30 развивающихся стран. По оценке консультантов, самым привлекательным для ритейлеров рынком второй год подряд остается Бразилия. Ее сильные стороны – растущая экономика, высокий уровень потребления, многочисленное городское население и снизившиеся политический и финансовый риски. В пятерку лидеров вошли еще две страны Латинской Америки – Чили (страна сохранила за собой 2-е место с 2011 г.) и Уругвай (4-е место, что на одну строчку ниже, чем в прошлом году). Третьим номером стал Китай, занимавший в 2011 г. только 6-е место. Топ-5 замыкает Индия, которая в прошлом году была на 4-м месте.

«Российский рынок определенно больше не является рынком зарождающихся возможностей, он скорее входит в ту фазу, когда его необходимо будет сравнивать с более развитыми странами в Европе», – объясняет один из соавторов исследования, управляющий партнер московского офиса A.T. Kearney Пер Хонг. Рынок прошел этап становления и сейчас находится в более зрелой фазе развития, резюмирует Хонг.

Но и два года назад российский рынок не всех иностранных ритейлеров встречал приветливо. Попытки двух крупнейших в мире розничных сетей, Walmart и Carrefour, выйти в Россию не увенчались успехом. В феврале 2010 г. французы свернули российский бизнес, закрыв два запущенных к тому времени магазина. В кратко- и среднесрочной перспективе Carrefour не может стать лидером рынка, объяснила компания причины отступления. В декабре 2010 г. свое представительство в России закрыла и Walmart, хотя позднее наняла известного российского розничного менеджера, экс-руководителя X5 Retail Group Льва Хасиса, для управления международной экспансией.

Для иностранных компаний перспектива построить в России розничный бизнес с нуля, без покупки локального игрока, представляется все менее реальной, соглашается партнер консалтинговой компании BDO в России Елена Хромова. «Иностранных инвесторов пугают традиционные российские проблемы: готовой качественной недвижимости мало, а строительство новых торговых центров сопряжено с высокими административными рисками, сложностью поиска земли, проблемами с коммуникациями», – объясняет Хромова. Шведская IKEA, например, еще в 2011 г. объявила, что готова открыть три магазина мебели на территории Москвы, но поиски земельных участков под проекты продолжаются до сих пор.

Кроме того, напоминает Хромова, позиции российских игроков в ритейле очень сильны, конкуренция нарастает вместе с распространением современных сетевых розничных форматов. В 2011 г. иностранные сети развивались в России медленнее, чем российские, следует из отраслевого рэнкинга Infoline & Retailer top-100. В десятку лидеров по приросту торговых площадей иностранцы не вошли: ее возглавил «Магнит», увеличивший торговую площадь на 547 900 кв. м, за ним идут «Дикси», Х5 Retail Group, «М.видео», «Центробувь», «Спортмастер». По динамике выручки иностранцы тоже отстали: французская Auchan увеличила продажи в России за прошлый год на 9,5% в рублях, германская Metro Cash & Carry – на 18,6%, в то время как «Магнит» – на 42,1%, X5 – на 32,5%.

Впрочем, считает Хонг, не стоит расценивать 26-е место как потерю привлекательности российского рынка в целом для иностранных ритейлеров: перспективы роста и фундаментальные показатели рынка вполне благоприятны, ведущие российские игроки увеличивают выручку больше чем на 30% ежегодно. Кроме того, добавляет он, международных ритейлеров может привлечь то, что в отличие от западных потребителей российские не начали экономить и тяготеют к брендам класса люкс и премиум.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать