Государство сохранит «золотую акцию» в «Аэрофлоте»

Государство не готово просто так расстаться с долей в крупнейшем авиаперевозчике – «Аэрофлоте». Оно может сохранить за собой право на «золотую акцию». Это смягчит условия тендера на госпакет авиакомпании и расширит круг потенциальных участников. Но пока таких нет ни в России, ни за рубежом, предупреждают эксперты
А.Махонин
А.Махонин / Ведомости

Премьер Дмитрий Медведев решил сохранить за государством возможность пользоваться правом «золотой акции» в «Аэрофлоте» и других компаниях (см. врез) после приватизации. Распоряжение о внесении изменений и дополнений в прогнозный план приватизации до 2013 г. Медведев подписал 20 июня, оно опубликовано на сайте правительства в пятницу.

По программе приватизации государство должно выйти из уставного капитала «Аэрофлота» к 2016 г. Но перевозчик – стратегически важный актив, поэтому государство может оставить за собой право «золотой акции», впрочем, не факт, что оно им воспользуется, – это будет определено условиями продажи, пояснил «Ведомостям» министр экономического развития Андрей Белоусов. Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался.

Государство хочет сохранить рычаг влияния, не потеряв возможности продать госпакет «Аэрофлота», объясняет аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. Ни в России, ни за рубежом сейчас нет отраслевого инвестора, который смог бы консолидировать необходимые для покупки госпакета средства, считает эксперт. В пятницу госпакет на ММВБ-РТС стоил 23,1 млрд руб. Но, учитывая хорошие финансовые показатели «Аэрофлота», госпакетом вполне может заинтересоваться непрофильный инвестор, отмечает эксперт. Инвесторов «золотая акция» не отпугнет – им важнее пассажиропоток компании и ее финансовые показатели, считает Пантелеев.

«Аэрофлот»

авиаперевозчик. акционеры: Росимущество (51,2%), НРБ (13,7%), «Аэрофлот-финанс» (7,3%). капитализация – 47,2 млрд руб. выручка (VCAJ, 2011 г.) – $5,4 млрд. чистая прибыль – $491,3 млн. пассажиропоток «Аэрофлота» в 2011 г. – 16,7 млн человек, 26% от общероссийского.

«Золотая акция» – это специальное право государства блокировать ключевые решения: о реорганизации или ликвидации компании, участии в других предприятиях, продаже или отчуждении имущества. По мнению Белоусова, «золотая акция» только увеличит привлекательность «Аэрофлота» для потенциальных инвесторов. Требования к ним будут менее жесткие, если у государства останется право участвовать в управлении обществом, – это расширит перечень претендентов на госпакет и повысит конкуренцию между ними, объясняет Белоусов. Без «золотой акции» обойтись можно, но тогда критерии отбора должны быть максимально строгими, и в итоге, как в случае с ОЗК, участвовать в тендере смогут одна-две компании, передал слова министра «Интерфакс». «В перспективе» государство может вовсе отказаться от «золотой акции», подчеркнул Белоусов.

Логично, что государство не желает так просто расставаться с крупнейшим в стране перевозчиком, замечает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но рынок на новость отреагировал негативно: в пятницу на ММВБ-РТС перевозчик подешевел на 2,3% до 47,2 млрд руб. (индекс потерял лишь 1,2%).