Статья опубликована в № 3129 от 25.06.2012 под заголовком: Долгое прощание

Государство сохранит «золотую акцию» в «Аэрофлоте»

Государство не готово просто так расстаться с долей в крупнейшем авиаперевозчике – «Аэрофлоте». Оно может сохранить за собой право на «золотую акцию». Это смягчит условия тендера на госпакет авиакомпании и расширит круг потенциальных участников. Но пока таких нет ни в России, ни за рубежом, предупреждают эксперты
А.Махонин / Ведомости
«Аэрофлот»

авиаперевозчик. акционеры: Росимущество (51,2%), НРБ (13,7%), «Аэрофлот-финанс» (7,3%). капитализация – 47,2 млрд руб. выручка (VCAJ, 2011 г.) – $5,4 млрд. чистая прибыль – $491,3 млн. пассажиропоток «Аэрофлота» в 2011 г. – 16,7 млн человек, 26% от общероссийского.

Премьер Дмитрий Медведев решил сохранить за государством возможность пользоваться правом «золотой акции» в «Аэрофлоте» и других компаниях (см. врез) после приватизации. Распоряжение о внесении изменений и дополнений в прогнозный план приватизации до 2013 г. Медведев подписал 20 июня, оно опубликовано на сайте правительства в пятницу.

По программе приватизации государство должно выйти из уставного капитала «Аэрофлота» к 2016 г. Но перевозчик – стратегически важный актив, поэтому государство может оставить за собой право «золотой акции», впрочем, не факт, что оно им воспользуется, – это будет определено условиями продажи, пояснил «Ведомостям» министр экономического развития Андрей Белоусов. Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался.

«Золотая акция» – это специальное право государства блокировать ключевые решения: о реорганизации или ликвидации компании, участии в других предприятиях, продаже или отчуждении имущества. По мнению Белоусова, «золотая акция» только увеличит привлекательность «Аэрофлота» для потенциальных инвесторов. Требования к ним будут менее жесткие, если у государства останется право участвовать в управлении обществом, – это расширит перечень претендентов на госпакет и повысит конкуренцию между ними, объясняет Белоусов. Без «золотой акции» обойтись можно, но тогда критерии отбора должны быть максимально строгими, и в итоге, как в случае с ОЗК, участвовать в тендере смогут одна-две компании, передал слова министра «Интерфакс». «В перспективе» государство может вовсе отказаться от «золотой акции», подчеркнул Белоусов.

Логично, что государство не желает так просто расставаться с крупнейшим в стране перевозчиком, замечает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но рынок на новость отреагировал негативно: в пятницу на ММВБ-РТС перевозчик подешевел на 2,3% до 47,2 млрд руб. (индекс потерял лишь 1,2%).

Государство хочет сохранить рычаг влияния, не потеряв возможности продать госпакет «Аэрофлота», объясняет аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. Ни в России, ни за рубежом сейчас нет отраслевого инвестора, который смог бы консолидировать необходимые для покупки госпакета средства, считает эксперт. В пятницу госпакет на ММВБ-РТС стоил 23,1 млрд руб. Но, учитывая хорошие финансовые показатели «Аэрофлота», госпакетом вполне может заинтересоваться непрофильный инвестор, отмечает эксперт. Инвесторов «золотая акция» не отпугнет – им важнее пассажиропоток компании и ее финансовые показатели, считает Пантелеев.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать