Черной и Дерипаска пошли на мировую

Судебный процесс против крупнейшего совладельца UC Rusal прекращен
Олег Дерипаска/ Е. Кузьмина/ Ведомости

"Г-н Дерипаска заявляет, что судебный процесс г-на Черного против него был прекращен. Ни одна из сторон не будет давать каких-либо дополнительных комментариев по поводу данного судебного процесса или вопросов, рассматривавшихся в нем", – говорится в распространенном заявлении официального представителя Олега Дерипаски.

Заявление с таким же текстом распространила и юридическая фирма Dechert, представляющая интересы Черного.

Сегодня в Высоком суде Лондона представители сторон намеревались встретиться, официально выступления свидетелей не планировались до вторника. Ожидалось, что в первой половине октября будет выступать сторона истца и ее свидетели, затем – ответчик. Черной планировал выступать на суде по видеосвязи из Израиля, опасаясь задержания: власти Испании желают допросить его в связи с делом об отмывании денег.

В иске, поданном в 2006 г., Черной утверждает, что был партнером Дерипаски; после знакомства в конце 1993 г. они вместе строили алюминиевый бизнес. На последнем этапе этот бизнес (компания «Сибирский алюминий») был объединен с алюминиевыми активами Романа Абрамовича. При решении о создании компании «Русский алюминий» («Русал») в марте 2000 г. Черной, по его утверждению, договорился с Дерипаской, что тот сам будет проводить сделку, а затем Черной получит право на 20% акций. Год спустя Дерипаска подписал соглашение о выплате Черному $250 млн за долю в «Сибале». В тот же день, 10 марта, утверждает Черной, они подписали и дополнение к нему, предусматривавшее, что в 2005-2007 гг. Дерипаска продаст «третьим лицам» долю Черного в «Русале» и передаст ему вырученные деньги за вычетом $250 млн.

Поначалу Черной требовал компенсацию за 20% акций «Русала», а также дивиденды по ним. Но в 2007 г. на базе «Русала», «Суала» и алюминиевых активов Glencore была создана UC Rusal, в которой Дерипаска получил 66%. После этого Черной внес изменения в исковое заявление и потребовал денег за «20% от 66% акций UC Rusal», а также дивиденды и «другие возможные выплаты по этим акциям».

Дерипаска в ответе на иск утверждает, что у Черного никогда не было никакой доли в «Сибале» и тем более в «Русале». Он признает платеж на $250 млн, но настаивает, что был вынужден платить Черному, являющемуся представителем криминального мира, "за крышу". Для защиты от претензий Черного Дерипаска занял такую же позицию, как и Абрамович для успешной защиты от претензий Бориса Березовского. Последний безуспешно требовал с Абрамовича $5 млрд за долю в «Сибнефти» и $564 млн — за долю в «Русале». Таковы, по утверждению Березовского, были его потери от невыгодных сделок, навязанных Абрамовичем с ведома президента Владимира Путина после того, как Березовский в 2000 г. попал в опалу и покинул Россию. Березовский утверждал, что он и его партнер, ныне покойный Бадри Патаркацишвили, были вынуждены продать по заниженной цене 43% акций «Сибнефти» и 25% акций «Русала», а также 49% акций телекомпании ОРТ.

31 августа Высокий суд Лондона отклонил иск Березовского. Судья решила, что за давностью лет и ввиду отсутствия прямых доказательств ей фактически приходилось не устанавливать истинное положение дел, а решать, кому верить — Березовскому или Абрамовичу. Бремя доказывания того, что устные договоренности действительно свидетельствовали о праве собственности Березовского на оспариваемые активы, было возложено именно на него: чтобы убедить суд, Березовскому необходимо было сформировать высокую степень доверия к своим показаниям, что означало не только его способность правильно вспоминать события, но и продемонстрировать, что он является объективным и достойным доверия свидетелем. Это Березовскому не удалось: он был слишком многословен и непоследователен, а Абрамович, наоборот, аккуратен в словах и конкретен. На прошлой неделе Березовский заявил, что не будет подавать апелляцию.

Дерипаска приветствовал решение лондонского суда по иску Березовского к Абрамовичу, так как оно, по его мнению, признало понятия “крыша” и навязывание “крыши” бизнесу: "Это важное решение, поскольку дает основания для несостоятельности претензий господина Черного к господину Дерипаске", - говорил представитель Дерипаски.