Минприроды предлагает допустить частные компании к шельфу

Минприроды предлагает допустить частные компании к геологоразведке и добыче на шельфе. Но одновременно с этим может повыситься налоговая нагрузка

С 2008 г. по закону о недрах работать на шельфе могут только госкомпании с пятилетним опытом таких работ. Этим критериям соответствуют лишь «Роснефть» и «Газпром». Желающие получить доступ на шельф должны создать с ними СП (на правах младших партнеров). Частные компании, в частности «Лукойл», ТНК-ВР, «Башнефть» и «Сургутнефтегаз», неоднократно заявляли о несправедливости такого раздела недр.

Но расширение числа участников разработки шельфа Минприроды увязывает с корректировкой налоговой нагрузки, так как после принятия льгот (отмена экспортной пошлины для шельфа, сниженный НДПИ и минимальная сумма разового платежа) в России сложится самый либеральный налоговый режим. Так, для месторождений из нераспределенного фонда может быть введен налог на дополнительный доход, говорится в докладе. «Введение НДД не повлияет на принятие инвестиционных решений, так как этот налог взимается только при достижении определенного уровня отдачи на вложенный капитал, но позволит значительно увеличить доход государства при освоении шельфа», – отмечает директор Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Григорий Выгон (исследование центра использовалось при подготовке доклада Минприроды). К тому же международный опыт свидетельствует об увеличении геологоразведки на шельфе при либерализации доступа, добавляет он.

В России крайне низкая степень геологической изученности арктического шельфа (в 20 раз меньше, чем в Норвегии, и в 10 раз меньше, чем у американского шельфа Чукотского моря) и самые жесткие условия по доступу на шельф, говорится в докладе министра природных ресурсов Сергея Донского для правительства (у «Ведомостей» есть копия).

Запасы арктического шельфа оцениваются в 76 млрд т условного топлива. Из них 41% уже распределен, еще столько же госкомпании уже запросили – если им передать и эту часть, то произойдет почти полная монополизация деятельности на шельфе, отмечается в докладе. Но лицензионные обязательства и планы компаний не обеспечивают необходимого уровня изученности – например, у «Роснефти» на трех участках в Карском море 23 «перспективные структуры», но до 2020 г. компания должна пробурить только четыре поисковые скважины, указывает Донской.

Чтобы стимулировать разведку и добычу на шельфе, министр уже предлагал в начале августа допустить частные компании к геологоразведке на шельфе без участия госкомпаний. Но тогда программа была отправлена на доработку – из-за отсутствия стимулов для частных компаний. Теперь Минприроды предлагает, чтобы частные компании могли не только проводить геологоразведку, но и участвовать в добыче как вместе с госкомпаниями (они получат опцион на вход в интересные проекты, но должны будут возместить расходы на разведку), так и без них (если открытое месторождение не заинтересует госкомпании). Активизировать геологоразведку и освоение шельфа можно и с помощью «спекулятивной сейсмики», говорится в докладе: полученную в ходе геологоразведки информацию можно будет продавать другим компаниям и устанавливать пятилетний мораторий на ее свободное распространение.

«Лукойл» приветствует предложения Минприроды по доступу частных компаний на шельф, говорит его представитель. Но возможность введения НДД он не комментирует. Вице-премьер Аркадий Дворкович через представителя отказался от комментариев. Так же поступили представители «Газпрома», «Башнефти» и ТНК-BP. Их коллеги из «Роснефти» и «Сургутнефтегаза» не ответили на запросы.