В отличие от европейцев россияне планируют увеличить расходы на новогодние праздники почти на 9%

На празднование Нового года средний россиянин потратит 382 евро – почти на 9% больше, чем год назад, говорится в исследовании Deloitte. Но ритейлеры не особенно радуются
A.Zemlianichenko/ AP

Россияне планируют увеличить траты на подарки, новогодний стол и развлечения, в то время как жители большинства стран Европы хотят уменьшить расходы на праздники, говорится в ежегодном исследовании потребительских настроений Deloitte «Новый год и Рождество – 2012». Опрос 18587 жителей крупных городов, проведенный в конце сентября в 18 странах Западной и Восточной Европы, показал, что европейцы будут сокращать расходы на зимние праздники в среднем на 0,8% до 590,9 евро на человека. Сильнее всего урежут траты жители Португалии (-13,5%, 463,7 евро) и Греции (-16,2%, 406,9 евро), зато жители Германии хотят увеличить траты на 7% (485,1 евро), Польши – на 11,5% (312,1 евро). Самые высокие расходы прогнозируются в Ирландии (965,8 евро) и Швейцарии (816,6 евро).

В канун нового 2013 года уверенность европейцев в завтрашнем дне остается на низком уровне: 55% европейцев оценивают состояние экономики своей страны отрицательно (правда, в 2011 г. доля таких оценок составляла еще больше – 63%). Россияне настроены более оптимистично, каждый второй считает экономическую ситуацию стабильной, а каждый пятый верит в рост экономики в будущем, указывает партнер Deloitte в СНГ Владимир Бирюков.

В этом году, по его словам, россияне увеличат свой новогодний бюджет на 8,6% до 381,7 евро (около 15270 руб.). Расходы россиян на подарки увеличатся на 7,1% до 173,9 евро (6950 руб.). Россияне хотят дарить косметику (42% опрошенных) и шоколад (38%), а лучшим подарком для себя считают деньги (56%), путешествия (44%) и смартфоны (40%). На продукты питания и напитки в эти новогодние праздники россияне потратят на 6,8% больше, чем год назад, или 143,2 евро (5730 руб.). А вот на развлечения они готовы потратить на 17,9% больше – около 64,6 евро (2580 руб.), выяснили авторы исследования.

Российские ритейлеры ждут хороших новогодних продаж, но не питают иллюзий, что траты могут вернуться на докризисный уровень. В 2007 г., например, по данным Deloitte, в новогодний период тратили 480 евро, в 2008 г. – 537 евро.

Продажи будут не хуже прошлого года, может, немного лучше, но для значительного роста нет оснований, говорит совладелец Ideas4retail (управляет сетями Imaginarium, Hamleys, Cooc House и др.) Евгений Бутман.

Спрос и активность покупателей – на уровне прошлогодних показателей, констатирует представитель мелкооптовых гипермаркетов Metro Cash&Carry Оксана Токарева. Основные клиенты Metro – владельцы магазинчиков, киосков, кафе и гостиниц – начали готовиться к Новому году с конца ноября, сейчас они покупают украшения, ели, алкоголь и другие сезонные товары.

Для ритейлеров новогодние продажи – очень важное время. На этот период приходится около 15% годовой выручки сети супермаркетов «Азбука вкуса», говорит представитель сети Андрей Голубков. По его словам, в декабре товарооборот увеличивается в 1,5 раза к ноябрю, а средний чек – на 25%. Основной прирост приходится на кондитерские изделия, рыбные и мясные деликатесы и алкоголь.

Годовой пик продаж сети магазинов «М.видео» приходится на конец ноября – декабрь, спрос на технику увеличивается на 50–100% от среднегодовых уровней, а в категории планшетов и игровых консолей в этом году будет рост примерно в 3 раза, прогнозирует представитель «М.видео» Антон Пантелеев.

Сеть магазинов «Детский мир» уже почувствовала подъем спроса: новогодние подарки традиционно начинают покупать с середины ноября и уже в последнюю неделю ноября сопоставимые продажи группы «Детский мир» увеличились на 14,4%, говорит ее гендиректор Владимир Чирахов. Он отмечает, что в этом году заметно увеличился спрос на интерактивные и радиоуправляемые игрушки, а также на детские компьютеры.

В сети магазинов LeFutur, специализирующейся на необычных подарках, сезон еще не начался и предновогоднего всплеска продаж не ощущается, говорит гендиректор сети Александр Осадчий. Сеть почувствует приближение праздника с середины декабря и к этому времени готовится набрать временных продавцов: в декабре продажи увеличиваются примерно в 3 раза по сравнению с обычными месяцами и в итоге на предновогодний период приходится до 20% годовой выручки сети, рассказывает Осадчий. Он надеется, что за эти новогодние праздники сеть сможет получить на 25% больше выручки, чем в прошлые, за счет расширения ассортимента.