Альянс «Шереметьево» и «Аэрофлота» оказался под угрозой

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) требует от «Аэрофлота» и «Шереметьево» переписать заключенное два месяца назад стратегическое соглашение. Приоритетное обслуживание «Аэрофлота» и предоставление ему слотов ущемляют интересы других авиакомпаний, летающих из «Шереметьево», считают чиновники
ФАС считает, что соглашение позволит очистить "Шереметьево" от конкурентов "Аэрофлота"/ Д. Гришкин/ Ведомости

Отдельные условия соглашения о стратегическом сотрудничестве «Шереметьево» и «Аэрофлота» (см. врез) могут привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов других авиакомпаний в аэропорту, сообщило вчера Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области (УФАС). Чиновники учитывали и мнения авиакомпаний, пользующихся инфраструктурой «Шереметьево». Многие из них указали на возможное ущемление их интересов путем предоставления преференций определенным авиакомпаниям, сообщила служба.

Сотрудник «Аэрофлота» эти претензии опровергает. «Никакие авиакомпании не опрашивались» и «никакими материалами с ФАС не делились», уверяет он. Партнеры по Sky Team (порядка 85% всех рейсов, выполняемых из аэропорта) не могли дать отрицательных заключений, так как их интересы как раз и защищаются в соглашении, уверяет он. А сторонние перевозчики – «Северный ветер» и «Трансаэро» – и вовсе дали положительные заключения на соглашение, говорит собеседник в «Аэрофлоте». Связаться с представителем «Северного ветра» не удалось. Его коллега из «Трансаэро» на запрос «Ведомостей» отвечать не стал.

«Возможно, мы будем оспаривать решение УФАС», – говорит гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко. Но для начала необходимо изучить суть претензий и понять, насколько возможно их устранение, добавил он. Василенко до последнего отказывался подписывать соглашение, опасаясь претензий ФАС. И сдался лишь после того, как «Аэрофлот» потребовал его отставки. Представитель «Аэрофлота» сказал, что его компания обжалует решение УФАС.

Были опрошены все перевозчики, в том числе и иностранные, которые летают из «Шереметьево», парирует чиновник УФАС. Ряд из них возмутились предоставлением «Аэрофлоту» права на приоритетное получение услуг как в части обслуживания в терминалах, так и в части получения слотов, говорит он.

Максимальный штраф за подобные нарушения – от 1 до 15% суммы выручки на конкретном рынке, говорит адвокат коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Олег Москвитин. При этом решение УФАС дает возможность сторонним авиакомпаниям, считающим ущемленными свои интересы, подавать к нарушителям собственные иски с требованием возмещения ущерба.