Еврокомиссия попросила «Транснефть» «отчитаться» по инвестпрограмме

Еврокомиссия, обеспокоенная расширением мощностей ВСТО и перенаправлением нефтяных потоков с «Дружбы» на БТС-2, попросила «Транснефть» «отчитаться» по инвестпрограмме. «Транснефть» готова ответить

Еврокомиссия просит «Транснефть» отчитаться в Брюсселе по инвестпрограмме, рассказал президент компании Николай Токарев. По его словам, запрос от комитета по энергетике ЕС поступил во вторник, а представить инвестпрограмму компания должна 22 января. Еврокомиссию «волнует энергобезопасность поставок в Европу в связи с введением новых маршрутов (БТС-2 и ВСТО-2. – «Ведомости»)», сказал Токарев. Но «Транснефть» – госпредприятие, поэтому ей необходимо прежде провести консультации с внешнеполитическим ведомством, напомнил он. В сентябре президент Владимир Путин после начала расследования Еврокомиссии в отношении «Газпрома» подписал указ, предписывающий госкомпаниям и их «дочкам» согласовать действия сфедеральным органом власти, прежде чем отвечать натребования иностранных государств и ихсоюзных объединений.

Этот вопрос («Транснефти») необходимо согласовать с профильными ведомствами, передал вице-премьер Аркадий Дворкович. Но скорее всего речь идет о проведении консультаций с ЕС, а не об отчете, считает он.

Еврокомиссия просит проинформировать об инвестпрограмме «Транснефти» в рамках энергодиалога Россия – ЕС, а не отчитаться, уточняет вице-президент компании Михаил Барков. Инвестпрограмма принята и опубликована на сайте (составит 161,4 млрд руб., из них 18,6 млрд – средства нефтяных компаний), поэтому «Транснефть» в принципе может ответить коротко. Но скорее всего компания глубже рассмотрит этот вопрос, добавляет он. В частности, письмо подписано не еврокомиссаром по энергетике Гюнтером Эттингером, а замначальника управления Еврокомиссии. По его словам, основная проблема сейчас в том, что между энергопродавцами (российскими компаниями) и энергопотребителями «нет согласия в понимании прав и обязанностей».

После того как «Транснефть» запустила БТС-2 мощностью 30 млн т, российские компании сократили поставки понефтепроводу «Дружба» вГерманию, Чехию иПольшу, перенаправив часть нефти в Усть-Лугу. Из-за этого три НПЗ в Чехии и Германии были вынуждены остановить работу. А 25 декабря «Транснефть» планирует запустить ВСТО-2, который позволит удвоить поставки нефти в порт Козьмино до 30 млн т в год. Для европейских регуляторов «эта тема (расширение ВСТО) чувствительна и болезненна в последние пару-тройку лет», заключил Барков.

Представитель МИДа не смог это прокомментировать, а представитель Еврокомиссии не ответил на запрос.