Сбербанк придет на рынок электронных платежей через «Яндекс.Деньги»

Крупнейший российский банк и крупнейший российский интернет-поисковик будут вместе работать на рынке электронных платежей – Сбербанк покупает контрольный пакет «Яндекс.Денег»
Герман Греф (слева) и Аркадий Волож начинают новый проект, у которого останется старый руководитель - Евгения Завалишина/ М. Стулов/ Ведомости

Yandex N.V.

Интернет-компания. Акционеры: Baring Vostok (19,1% уставного капитала), Tiger Global (7,2%), Аркадий Волож (12,4%), Илья Сегалович (2,6%), 43% торгуется на NASDAQ. Капитализация – $7,05 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2011 г.): выручка – 20 млрд руб., чистая прибыль – 5,8 млрд руб.

Сбербанк

Крупнейший банк Центральной и Восточной Европы. Основной акционер – Центральный банк (60,3% голосующих акций). Капитализация – 2,1 трлн руб. Финансовые показатели (на 1 июля 2012 г., данные МСФО): активы – 12,4 трлн руб., капитал – 1,4 трлн руб., нераспределенная прибыль – 175,3 млрд руб.

За $60 млн Сбербанк покупает 75% уставного капитала минус 1 руб. в ООО, которое владеет «Яндекс.Деньгами», 25% плюс 1 руб. остается у «Яндекса», сообщили компании. Руководитель у «Яндекс.Денег» останется прежний – Евгения Завалишина (она же председатель совета директоров). В совет директоров войдут три человека от Сбербанка и два – от «Яндекса». У последних будет право вето по ряду вопросов (например, смена руководства), рассказал представитель «Яндекс.Денег».

«У коллег из банка есть огромный опыт и экспертиза в финансах, десятки миллионов клиентов, многие из которых еще плохо знакомы с интернетом. У «Яндекса» же – десятки миллионов интернет-пользователей и богатый опыт разработки массовых сервисов. Объединив усилия, мы сможем создавать уникальные продукты для всех», – цитируются в сообщении компаний слова Завалишиной.

О каких продуктах идет речь, Сбербанк и «Яндекс» пока не говорят. В расчетных операциях Сбербанка огромную долю занимают мелкие платежи – в основном за коммунальные услуги, рассуждает банкир, знакомый с планами Сбербанка. Банк пытается вывести большую часть расчетных операций на удаленные каналы, в онлайн; теперь, вероятно, будет переключать их на платежные сервисы «Яндекс.Денег».

Что купили

Платежная система «Яндекс.Деньги» была запущена в 2002 г. как партнерский проект «Яндекса» с компанией PayCash (в 2007 г. «Яндекс» выкупил долю партнера). Это сервис онлайн-платежей, пользователь которого получает право распоряжаться собственным электронным кошельком. С его помощью можно заплатить за мобильную связь, интернет, Skype, игры, билеты, коммунальные услуги, перевести деньги на банковский счет и пользователям других платежных систем. Лимит по разовой транзакции для анонимного пользователя составляет 15000 руб., для идентифицированного – 100000 руб. (при этом нет ограничения на количество транзакций).

Основатель «Яндекса» и его гендиректор Аркадий Волож рассказывает, что изначально компания была создана для расчетов с рекламодателями: они получили возможность перечислять «Яндексу» со своих кошельков небольшие суммы. Сейчас, констатирует он, у «Яндекс.Денег» 12 млн пользователей и многие не являются рекламодателями «Яндекса». По данным TNS за февраль 2012 г., у «Яндекс.Денег» самая высокая доля среди интернет-пользователей электронных денег – 54%. Выручка «Яндекс.Денег» без учета внутригрупповых расчетов по стандартам US GAAP в 2011 г. составила 383 млн руб., за девять месяцев 2012 г. – 374 млн руб.

Зачем продали

Еще в 2011 г. Волож говорил, что мажоритарная доля «Яндекс.Денег» может быть продана в связи со вступлением в силу закона «О национальной платежной системе» (действует с 29 сентября 2012 г.).

Этот закон произвел революцию на рынке электронных денег. Электронные платежи, до тех пор никак не регулировавшиеся, были официально признаны одной из форм безналичного расчета, а компании сектора стали регулироваться Центробанком. Закон обязал все системы электронных денег уже с 2013 г. работать либо в статусе небанковской кредитной организации (НКО), либо как банк. Кредитные организации должны соблюдать обязательные нормативы ЦБ, выполняя нормативы ликвидности и минимального капитала (18 млн руб. – для платежных НКО, 300 млн руб. – для банков).

Владельцы электронных платежных систем вынуждены были потратить огромные силы и средства, чтобы привести свой бизнес в соответствие с законом, констатирует гендиректор РБК Сергей Лаврухин. «Сильно пугала» также перспектива введения нормы по предоставлению ежедневного отчета по проведению платежей, которую, по слухам, ЦБ мог ввести в любой момент, говорит он. По его словам, тем, для кого электронные платежи были непрофильным бизнесом, выгоднее стало от них избавиться. Он напоминает, что холдинг РБК еще осенью расстался со своим проектом RBK Money, продав 74% миноритарному акционеру этой компании Андрею Морозову.

«Яндекс.Деньги» приносили «Яндексу» менее 2% выручки, констатирует представитель «Яндекса». Волож говорит, что «Яндекс» добился развития проекта в онлайне, привлек аудиторию, разработал удобный интерфейс, а вот банковским бизнесом сам заниматься не хотел. Именно поэтому, несмотря на то что «Яндекс.Деньги» получили в этом году статус НКО, поисковая компания приняла решение о продаже.

Зачем купили

После сделки с «Яндексом» Сбербанк получит доступ к удобному и продвинутому с точки зрения пользователя инструменту, который будет использоваться в мире в будущем чаще, чем кредитные карты и банковские счета, говорит председатель комитета Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким. Он отмечает, что Сбербанк одним из первых среди мировых банков понял, как важно застолбить нишу на рынке электронных платежей; ни один известный мировой бренд на рынке электронных платежей, будь то PayPal или Google Wallet, до сих пор не работал в партнерстве с банками.

«Для банка это дополнительный канал привлечения клиентов, еще один продукт – электронный кошелек, который они смогут предложить тем людям, которые не имеют счета в Сбербанке, не заводят его карту, но им удобно совершать платежи электронными деньгами», – рассуждает зампред правления «Связного банка» Оксана Смирнова-Крелль.

Весь ритейл сейчас уходит в онлайн, а Сбербанк в этом году начал выдавать кредиты в торговых сетях, напоминает топ-менеджер крупного банка. Люди могут покупать товары через сайты магазинов, получая кредит от Сбербанка через «Яндекс.Деньги», а потом гасить его через тот же сервис.