Структуры «Реновы», «Интерроса» и «Норникеля» создают консорциум для развития «Емельяново»

Структуры «Реновы» Виктора Вексельберга, «Интерроса» Владимира Потанина и «Норникеля» собираются вместе развивать красноярский аэропорт «Емельяново»
Для красноярского «Емельяново» нашлись трое инвесторов/ А. Паниотов/ PhotoXpress

«Аэропорты регионов» (структура «Реновы» Вексельберга), «Интерпорт» (структура «Интерроса» Потанина) и авиакомпания «Таймыр» (принадлежит НПФ «Норильский никель») создают консорциум для развития аэропорта «Емельяново» (Красноярск), рассказали «Ведомостям» три источника, близкие к разным участникам.

Представители «Аэропортов регионов», «Интерроса» и «Норникеля» от комментариев отказались. С представителем аэропорта «Емельяново» и администрацией Красноярского края вчера связаться не удалось.

Компании подпишут соглашение о развитии аэропорта с администрацией Красноярского края на следующей неделе на Красноярском экономическом форуме, рассказали двое собеседников «Ведомостей». «Аэропорты регионов» планируют построить пассажирский терминал (пропускная способность не раскрывается, объем инвестиций превысит 2 млрд руб.), «Интерпорт» – грузовой терминал (пропускная способность и объем инвестиций не раскрываются), а авиакомпания «Таймыр» будет развивать маршрутную сеть. Планируют ли партнеры входить в капитал аэропорта, собеседники «Ведомостей» не говорят.

Двое участников будущего консорциума – «Таймыр» и «Интерпорт» не чужие для «Емельяново». Этот аэропорт – базовый для авиакомпании, а у «Интерпорта» здесь грузовой терминал и он активно лоббирует развитие «Емельяново» (см.врез). Лишь «Аэропорты регионов» – новичок за Уралом. Сейчас холдинг владеет екатеринбургским «Кольцово», самарским «Курумочем» и нижегородским «Стригино», а также имеет договоренность о строительстве нового аэропорта в Ростове-на-Дону.

«Емельяново» входит в число крупнейших аэропортов России (данные о пассажиропотоке – в таблице). Сейчас в «Емельяново» два пассажирских терминала и грузовой. План развития у аэропорта до 2020 г. есть. Мастер-план разработан Hochtief Airport. Инвестиции в развитие аэропорта оценены ею в 13,2 млрд руб., говорится в презентации, опубликованной на сайте «Емельяново». Среди инвестпроектов – строительство нового пассажирского терминала пропускной способностью 3,5 млн пассажиров в год, реконструкция ВПП, строительство параллельной рулежной дорожки, расширение перрона. Будут ли соинвесторы реализовывать именно этот план – не ясно.

Крупные инвесторы, такие как «Интеррос», «Базовый элемент», «Ренова», проявляют интерес к региональным аэропортам. Потенциальная авиационная подвижность на региональных и местных авиалиниях уже к 2020 г., по подсчетам Минтранса, может быть в 2 раза больше, чем сейчас. Но пока региональные и местные линии низкорентабельны. На фоне общего роста пассажиропотока за первые девять месяцев 2012 г. в 15% на местных линиях был рост лишь 8%, следует из данных Росавиации. Авиакомпании не стремятся развивать этот рынок в первую очередь из-за высоких удельных затрат на эксплуатацию самолетов малой вместимости, считает Минтранс.

Развить региональные перевозки должна помочь программа развития региональных перевозок – проект «дорожной карты» региональных авиаперевозок в правительство еще в ноябре прошлого года внес Минтранс. В 2013 г. государство планирует выделить на развитие региональных авиаперевозок 7,75 млрд руб. Из этой суммы 2,15 млрд руб. придется на компенсацию ставок лизинга на самолеты, 2,9 млрд руб. – субъектам Федерации на региональные перевозки. Это может подстегнуть рост авиаперевозок и помочь таким проектам, как развитие «Емельяново», окупиться, говорит главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий.