Правительство обязало АЗС продавать газовое топливо

Оборудование российских станций может обойтись в $12,6-31,5 млрд
Fotolia/ PhotoXPress.

Кроме того, по словам Дементьева, станция, торгующая КПГ, требует дополнительных площадей. И если на трассе это решаемая проблема, то в черте города - нет. При этом, по его словам, согласно техническим нормативам запрещено одновременно торговать на одной станции и КПГ, и традиционным топливом. Кроме того, АЗС должна быть подключена к газотранспортной системе. В середине мая «Роснефть» обратилась к президенту Владимиру Путину с просьбой обеспечить доступ газовых автозаправочных комплексов к газотранспортной системе. Но решения по этому вопросу еще нет. Вчера представитель «Газпрома» не ответил на вопрос «Ведомостей», готова ли компания предоставить доступ владельцам АЗС к газопроводу. Он отметил лишь, что в компании считают, «что данное постановление окажет позитивное влияние на развитие рынка газомоторного топлива в России».

Премьер-министр Дмитрий Медведев расширил перечень минимальных услуг, оказываемых на автозаправочных станциях, заправкой транспортных средств газовым моторным топливом. Он подписал постановление «О внесении изменения в постановление правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 860». «Реализация положений постановления будет способствовать увеличению объемов использования газа в качестве моторного топлива, что положительно скажется на экологической ситуации», - отмечается в сообщении правительства.

В середине мая 2013 г. Медведев подписал постановление правительства об альтернативных видах топлива, по которому не менее 50% общественного транспорта планируется перевести на газ. Министр энергетики Александр Новак предложил снизить или обнулить транспортный налог для автомобилей, использующих газ. Минэнерго рассчитывает, что количество автомобилей на газомоторном топливе должно вырасти к 2030 г. в 25 раз, до 2,5 млн единиц, количество газозаправок — в 17 раз, до 3500. По словам Новака, дополнительные доходы бюджета составят $5,3 млрд.

В сообщении правительства подчеркивается, что документ подготовлен Минэнерго. Представитель ведомства на вопросы не ответил. Представители Медведева и вице-премьера Аркадия Дворковича также не смогли уточнить, к какому сроку должны быть оборудованы АЗС и о каком газе идет речь - сжиженном углеводородном (СУГ) или компримированном природном (КПГ). Директор НКП «Совет газомоторной отрасли России» Владимир Дементьев отмечает, что стоимость оборудования для одной АЗС под СУГ оценивается в сумму от $600 000 до $1 млн, для КПГ - от $1,5 млн. По словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, сегодня в стране насчитывается 21 000 станций. Таким образом, оборудование станций может обойтись в $12,6-31,5 млрд.

Источник в одной из нефтяных компаний рассказал "Ведомостям", что в короткий срок обеспечить абсолютно все АЗС модулями для заправки автомобилей газом будет затруднительно, в первую очередь по технологическим причинам. По словам собеседника, ряд станций будет невозможно переоборудовать в связи с тем, что государственные нормы по безопасности для газовых АЗС (в частности требования к минимальному расстоянию от АЗС до жилых домов) отличаются от требований для АЗС, реализующих только жидкое топливо. Кроме этих требований установлены нормативы по минимальным расстояниям между сооружениями и на территории самой АЗС.

Так, от газовых топливнораздаточных колонок (ТРК) до здания операторной должно быть не менее 35 м. Для сравнения, от ТРК жидкого моторного топлива (ЖМТ) до входа в здание операторной - 15 м (с возможностью сокращения до 12-ти). Это означает, что размер участка под АЗС с газовым модулем должен быть от 0,7 га и выше. В большинстве случаев это не так, особенно в городах. Также будет сложно обеспечить электрическую мощность, необходимую для модулей КПГ. Минимально для модуля КПГ необходимо 250 кВт. При этом для заправочного комплекса без газа достаточно 80 кВт. Есть построенные АЗС, которые по два года работают на дизель-генераторах в ожидании постоянного электроснабжения. Собеседник добавляет, что стоимость строительства АЗК с ГМТ очень оценочно на 30% дороже, чем обычного комплекса.

По словам генерального директора «Совтрансавтоэкспедиции» Леонида Шляпникова, любые инвестиции должны осуществляться на базе расчета их рациональности и потребительской ценности. «На данном этапе доля легковых и малотоннажных транспортных средств с газовым оборудованием достаточно мала. Если говорить о большегрузном транспорте и, например, автобусах, то такие разработки вообще будут применяться в «промышленных» объемах достаточно нескоро. Поэтому необходимо соизмерять реальные перспективы подобных проектов с тем состоянием, в котором сейчас находится транспортная отрасль в России», - отмечает собеседник. Сегодня на СУГ ездит 1,2 млн машин, а на КПГ - всего 86 000.

Представители нефтяных компаний («Газпром нефть», Башнефть») не комментируют решение правительства. Их коллега в «Лукойле» заявил, что компания изучает постановление. Представитель «Роснефти» отметил, что к 2020 г. компания планирует построить еще 1000 новых газовых АЗС, которые будут заправлять КПГ.