Минюст США намерен заблокировать сделку по слиянию US Airways и American Airlines

Создание крупнейшей авиакомпании в мире оказалось под угрозой из-за опасений за цены на билеты и снижение конкуренции на местном рынке
Mike Fuentes/ Bloomberg

Министерство юстиции США во вторник подало иск, намереваясь заблокировать сделку по слиянию AMR Corp., материнской компании American Airlines Inc., и US Airways, в результате которой возникла бы крупнейшая авиакомпания мира, пишет The Wall Street Journal. Минюст объясняет подачу иска тем, что создание объединенной компании снизит конкуренцию на местном рынке и приведет к росту цен на авиабилеты. "Бросая вызов этому слиянию, министерство юстиции говорит о том, что американский народ заслуживает лучшего, - отмечает генеральный прокурор Эрик Холдер. - Эта сделка приведет к тому, что потребителям придется платить цену за более дорогие авиабилеты, высокие сборы и меньший выбор".

American Airlines и US Airways напрямую конкурируют более чем на 1000 маршрутах. В иске отмечается, что предлагаемое слияние создаст крупнейшую авиакомпанию в мире, в результате чего четыре авиаперевозчика будут контролировать более 80% рынка американских коммерческих авиаперелетов.

Компании, в свою очередь, заявили, что их слияние окажется выгодным для потребителей, так как создаст еще одного крупного авиаперевозчика, который сможет конкурировать с United Airlines (которая в октябре 2010 г. поглотила Continental Airlines) и Delta Airlines (в 2008 г. поглотила Northwest Airlines).

Готовящееся слияние American Airlines и US Airways могло бы поднять тарифы на некоторые авиабилеты, пишет WSJ, основываясь на данных о предыдущих слияниях. В то же время снижение конкуренции не всегда приводит к росту цен на билеты, пишет издание. Годы консолидации в американской авиаиндустрии показали, что одним из важнейших факторов, влияющих на тарифы, является то, сокращают ли перевозчики маршрутные сети с целью уменьшить расходы. Расширение деятельности, напротив, часто сохраняет стабильные цены на билеты, отмечает WSJ. В данном случае American Airlines и US Airways отмечали, что их слияние основывается на расширении деятельности.

На прошлой неделе еврокомиссия предварительно разрешила слияние американских авиакомпаний US Airways Group Inc. и AMR Corp., материнской компании American Airlines Inc. В результате объединения этих компаний на маршруте Лондон - Филадельфия образуется монополия в связи с наличием совместного предприятия с British Airways и Iberia. ЕК окончательно одобрит сделку, если компании примут меры по созданию конкуренции по этому маршруту. В частности, они могут освободить слот в лондонском аэропорту Хитроу, необходимый для совершения ежедневного рейса в Филадельфию, для других авиакомпаний.

По данным ЕК, остальные трансатлантические маршруты не будут затронуты объединением американских компаний, и на них сохранится достаточно сильная конкуренция.

В середине июля слияние US Airways Group Inc. и AMR Corp. одобрили большинство акционеров. В результате может быть создана крупнейшая авиакомпания мира с капитализацией порядка $11 млрд. В объединенной компании 72% акций будет принадлежать кредиторам AMR, которая в ноябре 2011 г. объявила о банкротстве, 28% - акционерам US Airways. Совет директоров новой компании будет состоять из 12 членов. Объединенная компания сохранит название American Airlines и штаб-квартиру в Форт-Уорте, штат Техас.

Председатель совета директоров и главный исполнительный директор US Airways Даг Паркер возглавит объединенную компанию и войдет в совет директоров. Председатель совета директоров, президент и гендиректор American Airlines Томас Хортон будет возглавлять совет директоров компании до первого годового собрания акционеров, после чего это место займет Паркер.