Американская промышленность переживает ренессанс

Падение цен на электроэнергию и стагнация зарплат делают продукцию производителей США более конкурентоспособной на мировом рынке
Gary Cameron/ Reuters

Американские производители более десятилетия сдавали позиции на мировом рынке под натиском Китая, Южной Кореи и других экспортоориентированных стран. Но теперь они восстанавливают конкурентоспособность во многом благодаря падению цен на электроэнергию и стагнации зарплат.

По данным Эрнеста Прига, экономиста и эксперта по торговле исследовательской группы Альянс промышленников за производительность и инновации, дефицит США в торговле промышленными товарами составил в первом полугодии $225 млрд против $227 млрд годом ранее. Улучшение незначительное, но обнадеживающее, говорит Приг.

Его выводы совпадают с оценками Boston Consulting Group (BCG), которая прогнозирует рост экспорта американских товаров, объясняя это в том числе снижением стоимости электроэнергии и стагнацией заработной платы. Рост экспорта и возвращение производства из Китая в США «позволит к 2020 г. создать от 2,5 млн до 5 млн новых рабочих мест в промышленности и сфере обслуживания, связанных с увеличением производства», говорится в опубликованном во вторник отчете BCG. По мнению экспертов, это поможет снизить безработицу с нынешних 7,4% на 2-3 процентных пункта.

Сейчас примерно 12 млн американцев работает в промышленности, тогда как 20 лет назад их было 17 млн. Администрация Обамы сделала восстановление промышленности приоритетом экономической политики. Крупнейшие корпорации предпринимают значительные усилия по созданию рабочих мест на производстве. В четверг крупнейшая ритейловая компания Wal-Mart Stores собирает в Орландо 500 своих поставщиков, чтобы обсудить, каким образом можно увеличить закупки продукции, производимой в США, и стать лидером восстановления национальной промышленности.

Длительный экономический спад в Европе, замедление роста Китая и укрепление доллара стали в последнее время препятствием для американских производителей, однако многие, несмотря на это, смогли при этом увеличить продажи на экспорт.

Harley-Davidson продолжает расширять дилерскую сеть. «Нас очень радуют перспективы роста международного бизнеса», - заявил в июле финансовый директор Джон Олин. Розничные продажи корпорации по итогам II квартала выросли на 12% в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на 39% в Латинской Америке.

Как и многие американские производители, после кризиса 2008-2009 гг. Harley провела перестройку бизнеса, сократив число занятых на производстве сотрудников и сделав график их работы более гибким. Это позволило снизить издержки на $300 млн в год. Профсоюз завода компании в Йорке, штат Пенсильвания, согласился на использование временных работников, которые могут быть уволены без выплаты выходного пособия. Количество профессиональных классификаций рабочих сократилось с 62 до 5, таким образом, рабочие получили возможность приобретать больше навыков и выполнять больший спектр работ. С отменой ограничительных правил 136-страничный контракт был заменен на документ из 58 страниц.

Эван Смит, президент Hypertherm, расположенной в Гановере, штат Нью-Гэмпшир, сказал, что продажи производимых компанией инструментов для металлообработки выросли в прошлом году на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. Этому способствовало и открытие дистрибуторского центра в Бразилии. Компания Graco, расположенная в Миннеаполисе, увеличила в Центральной и Восточной Европе продажи оборудования для распыления краски и других покрытий на дорогах, мостах и зданиях.

В последние годы такие крупные компании, как Caterpillar и General Electric, вернули часть производства в США. А некоторые иностранные компании, например японский производитель шин Bridgestone, расширили свое американское производство.

В то время как сланцевый бум снизил цены на природный газ и электричество, заработная плата американских рабочих не увеличивалась. «Америка уверенно становится одной из самых низкозатратных стран-производителей на развитых рынках», - говорится в отчете BCG. Согласно отчету, тарифы на электроэнергию в США будут ниже, чем в основных странах-конкурентах, оплата труда с учетом фактора производительности - ниже, чем в Германии, Японии, Франции, Италии и Великобритании. Это позволит США увеличить свою долю на глобальном рынке промышленного производства.

«Это фундаментальный экономический сдвиг, - заявляет Харолд Сиркин, старший партнер BCG. - Тенденции развиваются быстрее, чем мы думали. Люди, которые утверждают, что мы больше ничего не производим, не правы».

За последние 15 лет Америка в значительной степени утратила лидерство в производственном секторе. Прежде всего - из-за стремительного роста Китая и его экспортоориентированной экономики. В 2011 г. на США приходилось 11% общемирового экспорта промышленных товаров, тогда как в 2000 г., по оценкам Прига, этот показатель составлял 19%. За тот же период доля Китая увеличилась с 7 до 21%, доля Евросоюза сократилась с 22 до 20%.

В последнее время рост показателей Китая замедлился. По словам Прига, экспорт промышленных товаров из США в Китай во II квартале вырос на 19% до $19,9 млрд, однако это соответствует всего лишь 20% импорта китайских промышленных товаров в США.

Несмотря на успехи, американские производители сталкиваются с серьезными проблемами. Многие не могут найти квалифицированных операторов компьютеризированного оборудования и специалистов по его обслуживанию. Поколение беби-бумеров уходит на пенсию, что ведет к дефициту на рынке труда. Опережающие темпы роста в Китае, Индии и Бразилии ведут к тому, что многие международные компании все еще предпочитают открывать заводы там. Повышенное внимание многих компаний и участников рынка к квартальным результатам порой ведет к замедлению инвестиций в оборудование; при этом многие американские компании заявляют, что платят более высокие налоги и получают меньше субсидий, чем их иностранные конкуренты.

Однако и Китай больше не может в такой же степени, как раньше, полагаться на преимущества, которые давала ему низкая оплата труда. По словам Прига, по мере роста зарплат Китай экспортирует больше технологической продукции, включая телекоммуникационное, компьютерное и научное оборудование. Только 15% китайского экспорта приходится на трудозатратные производства, например одежду или обувь.

Перевела Наталья Тихонова