Консорциум «Роснефти» и Газпромбанка получит почти все предприятия ОСК на Дальнем Востоке


«Роснефть» и Газпромбанк могут заняться не только выпуском шельфовой техники в рамках судостроительного консорциума, но также ремонтом военных кораблей и утилизацией атомных подводных лодок. Как пишет «Коммерсантъ», помимо строящейся суперверфи «Звезда» Северо-Восточного ремонтного центра (СВРЦ) в Камчатском крае и 30-го судоремонтного завода в Приморье консорциум может получить почти все остальные предприятия Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

Речь идет о центре судоремонта «Дальзавод» и 92-м судоремонтном заводе во Владивостоке и военном заводе «Звезда» в ЗАТО Большой Камень, на базе которого строится гражданская суперверфь. В консорциум могут отойти также Амурский и Хабаровский судостроительные заводы. Эта идея обсуждалась 30 августа на совещании у Владимира Путина, высказавшегося против утяжеления новой структуры.

Окончательное решение еще не принято, но за передачу заводов выступает Минпромторг, говорит один из собеседников издания. По его словам, оба предприятия «в сложном финансовом положении, оставлять их в периметре ОСК нерационально при передаче остальных ключевых активов ДЦСС». По этой же причине в консорциум может отойти и 179-й судоремонтный завод в Хабаровске.

Если консорциум решит консолидировать почти все предприятия ДЦСС, то «Роснефть» и ГПБ получат 75% существующего ОАО ДЦСС (сейчас на 100% принадлежит ОСК), блокпакет останется у корпорации. По словам источника издания, «скорее всего, 75% будут проданы не от существующего акционерного капитала ДЦСС, а выпущены в рамках допэмиссии».

Обязательства по сохранению и развитию военных мощностей передаются в нагрузку к крупнейшей строящейся гражданской верфи ОСК. «Роснефть» сама выразила готовность сохранить и развить военное производство, а Минпромторг, курирующий судостроение, эту идею поддержал. Дальневосточные верфи работают в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) и участвуют в оборонных федеральных целевых программах (ФЦП), а потому «могут обеспечивать дополнительную выручку консорциуму». Владимир Путин на совещании по вопросам судостроения оценивал объем заказов для шельфовых месторождений до 2030 г. в 6,5 трлн руб. Источники издания отмечают, что в 2012 г. объем работ дальневосточных предприятий ОСК составил порядка 10 млрд руб.

В основном консорциуму придется взять на себя обязательства по ремонту военных кораблей". Но с передачей СВРЦ и 30-го судоремонтного завода участникам консорциума придется заняться ремонтом и утилизацией атомных подводных лодок. СВРЦ - основная база ремонта АПЛ, входящих в состав Тихоокеанского флота.

Военных это устраивает. За привлечение к военным заказам такого инвестора, как «Роснефть», «нужно голосовать двумя руками сразу», уверен источник в военно-промышленной комиссии при правительстве. По словам собеседника в Минобороны, военным не важно, в чьем ведении будут находиться конкретные верфи: предприятия, взявшие на себя обязательства по ГОЗ, не освобождаются от них даже в случае переподчинения.