«Норникель» меняет стратегию

Компания сфокусируется на уникальной минерально-сырьевой базе, эффективной работе и большей открытости для инвесторов
Д.Кожевников/ ИТАР-ТАСС

Совет директоров «Норникеля» одобрил основные направления стратегии развития, сообщила компания. «Норникель», как и обещал, фокусируется на уникальной минерально-сырьевой базе, эффективной работе и большей открытости для инвесторов. Направления стратегии не вызвали возражения у директоров, рассказал источник, близкий компании.

«Новая стратегия будет направлена на раскрытие полного потенциала уникальной ресурсной базы «Норильского никеля» на Таймыре, повышение операционной эффективности и принципиальное улучшение качества управления инвестициями и капиталом компании», - подчеркивается в сообщении «Норникеля».

Заполярный филиал, управляющий бизнесом «Норникеля» на Таймыре, - основной актив компании. В 2012 г. Заполярный филиал произвел 124 000 т никеля, производство всей группы составило 300 340 т. Заполярный филиал - единственный актив «Норникеля», который отвечает всем критериям «первоклассного актива», на работе с которыми компания планирует сконцентрироваться, следует из презентации направлений стратегии: его выручка превышает $1 млрд, рентабельность по EBITDA - более 40%, обеспечен запасами более чем на 20 лет, регион хорошо изучен и перспективен. Так делают мировые лидеры - BHP Billiton, Vale, поэтому у них самые высокие в отрасли показатели по возврату на инвестированный капитал и самая низкая волатильность этого показателя.

"Мы хотели бы в дальнейшем видеть "Норникель" как компанию, которая будет обеспечивать устойчиво высокую отдачу на капитал и доход для акционеров даже при волатильности на рынке - и это будет реализовано прежде всего за счет четкого фокуса на первоклассных активах и высокой инвестиционной дисциплины", - заявил заместитель гендиректора «Норникеля» Павел Федоров.

Второй российский актив - Кольская ГМК - нерентабелен (цифры не приводятся), и регион изучен слабо. Поэтому до конца 2014 г. «Норникель» собирается вывести на устойчивую рентабельность Кольскую ГМК и завершить оценку стратегических альтернатив своих зарубежных и непрофильных активов, сообщила компания. «Норникель» в 2013-2014 гг. планирует продать зарубежные предприятия: африканские Tati Nickel и Nikomati, австралийские активы (Lake Johnston, Black Swan, Waterloo, Avalon, Honeymoon Well). Ранее «Интерфакс» сообщал, что компания до конца года может продать австралийские активы за $274 млн. Впрочем, представитель компании это опровергает.

Также компания планирует повысить рентабельную добычу руды на базе существующей инфраструктуры горнодобывающего бизнеса Заполярного филиала, ускоренно модернизировать обогатительные мощности и оптимизировать деятельность металлургического комплекса, сообщил «Норникель». На практике это будет означать, что «Норникель» сможет, в случае если это будет выгодно, продавать не только конечную продукцию, но также медный и, возможно, никелевый концентрат, файнштейн. «Изначально компания ограничивала добычу руды и инвестиции в обогатительные мощности пределами своего металлургического передела, мы же хотим поставить во главу угла высокорентабельный горно-обогатительный передел», - объясняет топ-менеджер. Сейчас в мире переизбыток металлургических мощностей, он «переинвестирован» и несет с собой низкую отдачу на капитал, большую энергоемкость, а продажа концентрата за последние десять-пятнадцать лет стала большим и ликвидным бизнесом. Федоров подчеркнул, что такой подход не означает сокращения металлургического производства, а скорее определяет философию принятия новых инвестиционных решений для увеличения добычи.

«Мы меняем подход к инвестированию, - подчеркивает Федоров. - Уходим от принципов линейного долгосрочного планирования и создаем культуру адаптивной организации, которая способна эффективно реализовывать новые проекты и реагировать на новые возможности за счет лучшей в отрасли системы управления инвестициями и капиталом». План производственно-технического развития компании, принятый в 2011 г., предусматривал, что до 2025 г. компания инвестирует в развитие $37,6 млрд. «Это был, прежде всего, производственный план, разработанный без особой оглядки на неустойчивость рыночной конъюнктуры. Качество стратегии и инвестиционной программы должны выдерживать самые серьезные стресс-тесты, включая те, с которыми рынок столкнулся в этом году с 30%-ным падением цен на никель», - подчеркивает Федоров. В дальнейшем компания будет утверждать обновления в стратегии и представлять рынку стратегическую модель развития (с учетом конъюнктуры, потребностей в разных видах продукции и др.) в каждом году, выходя на бюджетное планирование и исходя из актуальных стратегических предпосылок.

Совет директоров «Норникеля» сегодня утвердил основные направления стратегии компании за основу, передал через представителя заместитель гендиреткора En+ Олега Дерипаски Максим Соков. Работа по детализации продолжится и в октябре, менеджмент планирует презентацию стратегии инвесторам, отмечает он. «Ключевой аспект требующий доработки - финансово-экономическая модель реализации предложенной стратегии. «Норникель» - уникальная компания, обладающая достаточными ресурсами, чтобы обеспечить полноценное финансирование необходимых инвестиционных проектов и согласованного уровня дивидендов. Менеджмент проводит серьезную работу по оптимизации инвестиционной программы, себестоимости и рабочего капитала, что является внутренними резервами. Мы ожидаем, что менеджмент продолжит эту работу», - сказал Соков.