Евгений Зуенко: В шаге от бунта

Как Йозеф Блаттер нарушил спокойствие мирового футбола

Президент Международной федерации футбола (ФИФА) Йозеф Блаттер - чиновник старой закалки. Определение довольно расплывчатое, но применительно к человеку, возглавляющему крупную международную бюрократическую структуру, оно может означать только одно: этот человек публично говорит мало, а если уж говорит, то по возможности туманно. Его слова можно игнорировать, как белый шум, - все серьезные решения подобные люди принимают вдали от лишних глаз, а вслух стараются не высказывать формулировок, у которых менее трех вариантов для толкования. Но можно вслушиваться в нечастые заявления Блаттера, пытаясь угадать, ради чего он вдруг решился выбраться на свет.

В 2010-м президент Блаттер всех успокаивал, рассказывая, какие огромные кондиционеры поставят катарцы прямо на стадионах

Вот, к примеру, решил президент ФИФА дать интервью AFP. Жанр протокольного интервью со скучным бюрократом процветает не только в наших широтах - как ни расспрашивал корреспондент Блаттера, а все равно получил в ответ набор стандартных конструкций: «мы уделяем самое серьезное внимание», «мы со всем вниманием следим за развитием ситуации» и «вопрос требует самого серьезного рассмотрения». Плюс пара беззлобных шуток, пригодных для изготовления заголовков в лентах новостей, вроде «Блаттер считает, что Бэйл не стоит 100 миллионов». А еще Блаттер сказал, что чемпионат мира по футболу-2022 должен быть перенесен на зиму. И, кажется, что именно ради этого заявления все интервью и затевалось.

Многие ведь уже и не помнят, что чемпионат мира-2022 должен проходить в Катаре. Что право на его проведение шейхи выиграли в 2010-м, на той же сессии ФИФА, на которой свой Кубок мира-2018 получила Россия. Что сразу после объявления итогов голосования многие возмутились: по традиции чемпионат проходит в июне-июле, а в это время года на окраине Аравийского полуострова стоит такая жара, при которой не то что в футбол играть - по улице пройти невозможно. И что в 2010-м президент Блаттер всех успокаивал, рассказывая, какие огромные кондиционеры поставят катарцы прямо на стадионах, чтобы всем было хорошо.

А теперь тот же Йозеф Блаттер говорит, что чемпионат надо перенести на зиму. Утверждает, что проводить Кубок мира только летом - это дискриминация всех, кто живет не в умеренных широтах Северного полушария. И возмущается критикой, напоминая, что нет такого писаного закона, который бы требовал играть именно в июне или июле.

Йозеф Блаттер, кавалер орденов Марокко, Венесуэлы, Джибути, Судана, Туниса, Иордании, ЮАР, Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Монголии, Украины и почему-то Франции, уверен, что раз нет прописанного в законах запрета двигать главный турнир четырехлетия куда и когда угодно, то ФИФА и лично президент этой организации имеют полное право поступать так, как им удобно. Остальные пусть подстраиваются.

Есть стойкое ощущение, что президент Блаттер утратил чувство реальности. Всякая власть (футбольная в том числе) держится прежде всего на общем убеждении, что с ней лучше, чем без нее. Но Кубок мира, если честно, - единственный аргумент, который примирял европейские футбольные круги с существованием ФИФА. Европа давно и успешно развивает свой футбол, извлекает прибыли из еврокубков и национальных турниров, проводит активную экспансию на платежеспособные рынки Азии и Северной Америки. Европе не нужен Блаттер. Европе нужен турнир, для встреч с остальным миром, но этот турнир не должен мешать главному - ее собственным чемпионатам. А Блаттер решил помешать.

Вряд ли стоит уже завтра ждать революции в футболе или массового выхода европейских федераций из ФИФА. Футбольные бюрократы давно выстроили свою общемировую пирамиду, в которой все связаны друг с другом. Но стоит вспомнить, скольких трудов стоило функционерам справиться с G14 - группой ведущих клубов, которые даже не бунтовали, а только начинали обсуждать возможность бунта. В мировом футболе в последние шесть лет царил относительный мир. Блаттер этот мир разрушил.

Автор - главный редактор журнала PROспорт