“Магнит”: потребители всех социальных групп начали экономить

Несмотря на это, ритейлеру удалось получить выручку по верхней границе прогнозов
Andrey Rudakov/ Bloomberg

Крупнейший российский продовольственный ритейлер “Магнит” заявил о снижении потребительской активности домохозяйств в конце 2013 г., но выполнил свой прогноз по росту выручки на год по верхней границе.

Продажи “Магнита” за 2013 г. выросли на 29,22% до 579,53 млрд руб. (неаудированные данные), сообщил сегодня ритейлер. Ранее менеджмент торговой сети заявлял, что ждет роста выручки на 28-29% за год.

Однако в декабре продажи “Магнита” замедлились: их рост составил 22,88% год к году - до 63,624 млрд руб.

К концу 2013 г. сеть “Магнита” выросла до 8093 магазинов (7200 «магазинов у дома», 161 гипермаркет, 46 магазинов «Магнит Семейный» и 686 магазинов косметики). В 2014 г. «Магнит» ждет роста продаж на 25%, говорил в конце 2013 г. гендиректор ритейлера Сергей Галицкий.

В снижении темпов роста выручки компании в декабре 2013 г виновато, “во-первых, снижение потребительской активности домохозяйств”, говорится в сообщении ритейлера. Замедление потребительской активности заметно по замедлению роста среднего чека в декабре. Компания не раскрыла данные по среднему чеку за месяц; за IVквартал средний чек в сопоставимых магазинах вырос на 4,29% при годовом росте на 5,22%.

“Мы отмечаем явный тренд на переориентацию покупателей в сторону товаров в более низком ценовом сегменте”, - говорится в сообщении “Магнита”. Переход на более дешевые товары характерен для всех товарных категорий и социальных групп потребителей, подчеркивает ритейлер.

О замедлении потребительского спроса, поддерживающего рост российской экономики в последние годы, заявляли в конце прошлого года и конкуренты “Магнита” - X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и “Дикси”. Х5 ждет “непростого”, по макроэкономическим прогнозам 2014 г., и “хоть умеренного, но роста”.

Также сыграла роль и растущая доля гипермаркетов, “массовое открытие которых мы наблюдали в 2013 г.”: потребители перед праздниками стали предпочитать делать покупки в гипермаркетах и торговых центрах. “Данный тренд является традиционным для продовольственного ритейла во всем мире и стал явно ощутим в России именно в этом году”, - отметил ритейлер.

В будущем “объективный новогодний прирост выручки” в магазинах малого формата не должен превышать 15-17%, считает менеджмент “Магнита”.

Кроме того, из-за аномально теплой погоды во второй половине декабря на европейской территории России (в среднем на 8 градусов Цельсия выше) ритейлер ощутил конкуренцию со стороны открытых рынков и продовольственных ярмарок.