«Беларуськалий» вытесняет «Уралкалий» с российского рынка

Российскому монополисту это даже выгодно: цены на калийное сырье за рубежом выше, проблем со спросом нет
Andrey Rudakov / Bloomberg

«Беларуськалий» впервые поставит хлористый калий российскому потребителю - производителю удобрений «Фосагро». О заключении контракта сегодня сообщила «Фосагро», объем поставок и цену контракта компания не раскрывает. "После распада в прошлом году консорциума "Беларуськалия" и "Уралкалия" у российских производителей сложных удобрений и сельхозпроизводителей (...) появилась возможность покупать хлористый калий у альтернативного поставщика и выбирать оптимальные условия поставок", - приводятся в сообщении компании слова гендиректора "Фосагро" Андрея Гурьева.

До сих пор «Фосагро» и другие потребители покупали калий только у российского монополиста - «Уралкалия». Общую потребность производителей сложных удобрений и сельхозпроизводителей Андрей Гурьев оценил в 2,1 млн т. Представитель «Фосагро» уточнил, что годовой объем потребления хлористого калия предприятиями группы составляет 770 000 т. По словам аналитика «ВТБ Капитала» Елены Сахновой, в действительности «Фосагро» выбирала 500 000-600 000 т. Таким образом, доля поставок «Фосагро» в российском секторе «Уралкалия» порядка 28%. Будет ли компания покрывать потребности полностью за счет поставок «Беларуськалия», представитель "Фосагро" не уточнил.

Очередной долгосрочный контракт на поставку хлористого калия «Фосагро» и «Уралкалий» заключили в начале прошлого года. Представитель «Уралкалия» пояснил, что контракт все еще действует (по словам источника, близкого к компании, «Фосагро» пока не отозвала заявку на март). «Уралкалий» относится к сообщению «Фосагро» спокойно и невостребованные компанией объемы продаст другим покупателям, пояснил представитель.

Такой поворот событий принесет «Уралкалию» только выгоду. Будучи монополистом на российском рынке, компания по рекомендации ФАС формирует цены с привязкой к минимальной экспортной цене и предоставляет скидку в 7-10%. В 2014 г. цена за тонну должна была составить $187. Между тем цена в апреле на бразильском рынке вырастет до $350 за тонну. Если считать, что «Фосагро» покупала у «Уралкалия» 500 000-600 000 т в год, то, перераспределив эти объемы на экспортные рынки, «Уралкалий» сможет дополнительно заработать $10-15 млн.

«Беларуськалий» способен закрыть весь российский рынок (мощности компании - 11,1 млн т в год). В том случае, если «Уралкалий» оставит себе минимальный объем - около 300 000 т, которые компания поставляет фермерам, выручка от перераспределения объемов на экспорт составит порядка $43 млн. Компания останется с прибылью даже в том случае, если поставит освободившиеся объемы по цене, меньшей, чем сформировалась на самом привлекательном рынке в Бразилии: минимальная экспортная цена (в контракте с Китаем) в 2014 г. составила $305 за тонну.

«Белоруськалий», таким образом, должен был предоставить «Фосагро» большую скидку, нежели «Уралкалий», рассуждает Сахнова. Но в ситуации, в которой находится белорусская компания, этот шаг оправдан, считает она. Покинув трейдинговый консорциум в июле прошлого года, «Уралкалий» забрал с собой всех продавцов, и рост продаж «Белоруськалия» существенно замедлился. «У производителей удобрений очень высокая доля фиксированных затрат - около 60%, - которые растут в пересчете на тонну при снижении объемов. Поэтому в условиях проблем на экспортных рынках (компания до сих пор не заключила контракт с Китаем) «Беларуськалию» важно сохранить объемы и поставить продукцию даже по низкой цене», - добавляет аналитик.

При этом белорусская компания все равно получит прибыль. По словам Дарьи Снитко из Газпромбанка, в 2012 г. себестоимость добычи «Беларуськалия» составила $77 за 1 т, расходы на транспортировку в «Фосагро» составят около $30-35 за тонну.

Получить оперативный комментарий «Беларуськалия» не удалось.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать