Российская розница ожидает падения спроса

Ожидания розничной торговли по спросу, товарообороту, прибыли ухудшились впервые после предкризисного периода 2008 г.
Торговцы констатируют замедление роста продаж и снижение прибыли/ Д. Абрамов/ Ведомости

Российская розница снизила деловую активность в июле - сентябре 2014 г., говорится в исследовании Высшей школы экономики (ВШЭ). Индекс предпринимательской уверенности в торговле просел до минимальных значений последних трех лет, составив +4%. «От провального посткризисного значения в +3% индекс отделяет всего 1 процентный пункт», - отмечают экономисты.

Для расчетов эксперты ВШЭ анализируют ответы руководителей примерно 4000 розничных компаний из 78 регионов страны. Предприниматели негативно оценивают текущую экономическую ситуацию и не оптимистичны в прогнозах на IV квартал, говорится в материалах ВШЭ. «Рассчитывать на улучшение климата в отрасли по итогам делового сезона не следует», - считают эксперты.

Практически треть предпринимателей констатировали уменьшение прибыли, следует из данных ВШЭ. Почти половина респондентов-торговцев заявили о «недостаточном платежеспособном спросе». На поведение покупателей влияют сжатие реальных располагаемых доходов (темп роста в январе - августе составил лишь 0,7%), удорожание кредитов, ослабление рубля, сказано в исследовании. Ожидания отрасли по спросу, товарообороту, прибыли ухудшились впервые после предкризисного периода 2008 г., констатировал директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. По данным ВШЭ, издержки из-за продовольственных контрсанкций России не успели принципиально повлиять на ценообразование на момент исследования, но «формировали соответствующий эмоциональный настрой бизнесменов».

Наиболее заметно замедление роста в непродовольственной рознице: выручка крупнейшего ритейлера бытовой техники и электроники «М.видео» ко II кварталу перестала расти из-за «охлаждения рынка», сообщала компания. Один из крупнейших продавцов электроники и техники в интернете - «Ситилинк» также признал замедление роста. Московские торговые центры столкнулись с падением посещаемости на 23% перед 1 сентября, отток покупателей из петербуржских торговых центров продолжался на протяжении всего лета, гласят данные Watcom.

В продовольственной торговле снижение покупательского спроса наблюдается, но оно пока незначительное, говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов. В крупных торговых сетях снижения товарооборота не наблюдается, говорит он. Благодаря ускорению инфляции и наращиванию числа магазинов российские ритейлеры увеличивают продажи быстрее своих ожиданий. Так, в августе 2014 г. выручка «Магнита» выросла на 34%, «Дикси» - почти на 32%. У X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») за II квартал рост продаж ускорился до 16,6%.

«Крупная сетевая розница не видит снижения оборотов, у нас складывается впечатление, что есть отток покупателей с продовольственных рынков в пользу цивилизованной розницы», - говорит Карпов. В неорганизованной торговле был более заметен всплеск цен после введения российского продовольственного эмбарго, предполагает одну из причин эксперт.