Статья опубликована в № 3681 от 24.09.2014 под заголовком: Торговый пессимизм

Российская розница ожидает падения спроса

Ожидания розничной торговли по спросу, товарообороту, прибыли ухудшились впервые после предкризисного периода 2008 г.
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Торговцы констатируют замедление роста продаж и снижение прибыли
Д. Абрамов / Ведомости

Российская розница снизила деловую активность в июле - сентябре 2014 г., говорится в исследовании Высшей школы экономики (ВШЭ). Индекс предпринимательской уверенности в торговле просел до минимальных значений последних трех лет, составив +4%. «От провального посткризисного значения в +3% индекс отделяет всего 1 процентный пункт», - отмечают экономисты.

Для расчетов эксперты ВШЭ анализируют ответы руководителей примерно 4000 розничных компаний из 78 регионов страны. Предприниматели негативно оценивают текущую экономическую ситуацию и не оптимистичны в прогнозах на IV квартал, говорится в материалах ВШЭ. «Рассчитывать на улучшение климата в отрасли по итогам делового сезона не следует», - считают эксперты.

Практически треть предпринимателей констатировали уменьшение прибыли, следует из данных ВШЭ. Почти половина респондентов-торговцев заявили о «недостаточном платежеспособном спросе». На поведение покупателей влияют сжатие реальных располагаемых доходов (темп роста в январе - августе составил лишь 0,7%), удорожание кредитов, ослабление рубля, сказано в исследовании. Ожидания отрасли по спросу, товарообороту, прибыли ухудшились впервые после предкризисного периода 2008 г., констатировал директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. По данным ВШЭ, издержки из-за продовольственных контрсанкций России не успели принципиально повлиять на ценообразование на момент исследования, но «формировали соответствующий эмоциональный настрой бизнесменов».

Наиболее заметно замедление роста в непродовольственной рознице: выручка крупнейшего ритейлера бытовой техники и электроники «М.видео» ко II кварталу перестала расти из-за «охлаждения рынка», сообщала компания. Один из крупнейших продавцов электроники и техники в интернете - «Ситилинк» также признал замедление роста. Московские торговые центры столкнулись с падением посещаемости на 23% перед 1 сентября, отток покупателей из петербуржских торговых центров продолжался на протяжении всего лета, гласят данные Watcom.

В продовольственной торговле снижение покупательского спроса наблюдается, но оно пока незначительное, говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов. В крупных торговых сетях снижения товарооборота не наблюдается, говорит он. Благодаря ускорению инфляции и наращиванию числа магазинов российские ритейлеры увеличивают продажи быстрее своих ожиданий. Так, в августе 2014 г. выручка «Магнита» выросла на 34%, «Дикси» - почти на 32%. У X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») за II квартал рост продаж ускорился до 16,6%.

«Крупная сетевая розница не видит снижения оборотов, у нас складывается впечатление, что есть отток покупателей с продовольственных рынков в пользу цивилизованной розницы», - говорит Карпов. В неорганизованной торговле был более заметен всплеск цен после введения российского продовольственного эмбарго, предполагает одну из причин эксперт.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more