Статья опубликована в № 3685 от 30.09.2014 под заголовком: «Балтика» наварит меньше

«Балтика» приостанавливает один из 10 заводов

«Балтика» - единственный пивовар, не сокращавший производство в России, все же приостановил работу одного завода. Он обеспечивает 7% всего производства компании
Е.Кузьмина / Ведомости

Падение на российском пивном рынке коснулось и «Балтики»: филиал в Челябинске приостановил производство и розлив пива, рассказал представитель компании Алексей Кедрин. Всего на челябинском заводе четыре линии розлива и два варочных порядка (оборудование для варки пива), последний раз они работали около недели назад. Падение спроса, наблюдаемое вот уже пять лет, наложилось на окончание летнего сезона, объяснил Кедрин. Завод продолжает действовать, утверждает он: сотрудники работают, остановлены только варка и розлив. Полностью работа восстановится, когда улучшится ситуация на рынке, обещает Кедрин, но конкретную дату не называет.

Рассказывая изданию Berlingske об итогах работы в первой половине 2014 г., президент и гендиректор датского концерна Сarlsberg (владеет 100% пивоваренной компании «Балтика») Йорген Буль Расмуссен не исключал закрытия одного или двух предприятий в России, объясняя: сейчас мощности российских заводов используются на 50-60%. Не стал отрицать такую возможность в беседе с «Ведомостями» и президент «Балтики» Исаак Шепс. «Мы пока не решили, что делать, это одна из возможностей», - сказал он, не уточнив, в какие сроки может быть принято решение и какие заводы могут быть закрыты.

В 2013 г., по данным Кедрина, челябинский филиал произвел около 2,5 млн гектолитров пива (гектолитр - 100 л), что составляет 7% всего производства «Балтики».

Всего у компании 10 заводов в России, российский бизнес приносит Carlsberg до 40% операционной прибыли (точные цифры в отчетности Carlsberg не указаны). Но в августе 2014 г. концерн объявил, что по итогам всего года ожидает ухудшения финансовых показателей «из-за сокращающегося российского рынка». В частности, чистая прибыль сократится в этом году на 3-6%, при том что ранее Carlsberg ожидал роста в пределах 3%.

Причина ухудшения прогноза - снижение потребления пива в России: если, например, в 2008 г. на душу населения приходилось 77 л, то в 2013 г. - только 59 л, оценивала «Балтика». В целом внутренний рынок сократился за эти годы, по ее выкладкам, со 109,3 млн до 83,4 млн гектолитров. В 2014 г., по прогнозам «Балтики», рынок уменьшится еще на 4-6%, если не будет меняться законодательство. Но и на сокращающемся пивном рынке «Балтика», оставаясь лидером, теряет долю: в первой половине 2014 г. ее доля сократилась, по расчетам самой компании, на 1,2 п. п. до 37,4% (независимых оценок найти не удалось). Продажи и рыночная доля «Балтики» сокращаются из-за уменьшения емкости упаковки: пластиковых бутылок - с 1,5 до 1,42 л и с 2,5 до 2,37 л, стеклянных - с 0,5 до 0,47 л. Компания пошла на это, чтобы не повышать цены в условиях растущих акцизов; конкуренты ее примеру не последовали.

Зато «Балтика» остается единственным пивным гигантом, который пока не закрыл ни одного завода в России. На счету SunInBev закрытые филиалы в Перми, Чувашии и Курске. Efes Rus в конце 2013 г. прекратил выпуск на заводах в Москве и Ростове-на-Дону. У Heineken закрыты площадки в Санкт-Петербурге и Новотроицке. Проблемы пивоваров в России Шепс объяснял ростом акцизов. До 2010 г. акциз на пиво с содержанием спирта до 8,6% составлял 2,74 руб. за литр, с 2010 г. - 3 руб., к 2013 г. акциз дорос до 15 руб., а в этом году - до 18 руб. за литр. Кроме того, с 2008 г. в России запрещена реклама пива (исключение сделали лишь недавно и только во время телетрансляций спортивных соревнований и в печатных СМИ), с 2013 г. торговлю пивом в киосках, а позже и его продажу в магазинах ограничили дневным временем. Efes в конце 2013 г. подсчитал, что за последние пять лет российский рынок пива сократился более чем на 20%, а средний уровень загрузки производственных мощностей сейчас составляет немногим более 60%. А к концу 2014 г., по прогнозам Шепса, российский рынок пива сократится по сравнению с уровнем 2008 г. на 25-30%.

У «Балтики» всегда была максимальная по сравнению с конкурентами загруженность заводов, говорит человек, работающий в российской пивной отрасли. Но и ее запас прочности, позволяющий амортизировать падение рынка, не бесконечен, поясняет он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать