Чиновники предлагают РЖД разорвать контракт на поставку «Ласточек»

Чиновники предлагают РЖД сэкономить, расторгнув контракт с совместным предприятием Siemens и «Синары» на поставку дополнительных высокоскоростных поездов «Ласточка»
РЖД хватит уже имеющихся «Ласточек», считают чиновники/ Игорь Зарембо/ РИА Новости

Острой необходимости в дополнительных «Ласточках» у РЖД сейчас нет. Пассажирские перевозки дальнего следования стагнируют, напоминает старший аналитик центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода. В этом году поезда дальнего следования РЖД перевезут на 8% меньше пассажиров, чем в прошлом, а число пассажиров пригородных перевозок увеличится всего на 0,5%, ожидает он.

Экономический блок правительства и РЖД обсуждают, как улучшить экономику высокоскоростных перевозок поездами Desiro («Ласточка», см. врез). Об этом рассказал «Ведомостям» чиновник одного из федеральных ведомств, а представитель РЖД подтвердил. Монополия еще в 2011 г. подписала контракт с совместным предприятием Siemens и «Синары» на поставку «Ласточек». Стоимость контракта составила 2,1 млрд евро (410 млн евро за один поезд), поставки должны начаться в марте 2015 г. А благодаря дополнительным поставкам общее число вагонов «Ласточка» в парке РЖД должно увеличиться с нынешних 270 до 1470.

Монополия предлагает сократить издержки на техобслуживание электричек, увеличить межремонтный пробег, ускорить локализацию «Ласточек» (сейчас вклад России в компонентную часть составляет 63%, к 2017 г. должен увеличиться до 80%), говорит представитель РЖД. Об этом идут переговоры, добавляет он, но не уточняет, какую экономию принесут эти меры.

Предложения чиновников более радикальные - они предлагают РЖД подумать о том, чтобы вовсе отказаться от покупки «Ласточек» (их расчеты есть в распоряжении «Ведомостей»). РЖД не учла инвестиции в содержание этих поездов, говорит чиновник ведомства, курирующего РЖД. Содержание одного вагона «Ласточка» ежегодно обходится в 9 млн руб., а всех вместе - в 10,8 млрд руб., сказано в материалах монополии. На деле, опасаются чиновники, затраты будут выше: 17 млн руб. в год в пересчете на один вагон и 20,4 млрд руб. - на всю партию. С такими расходами на содержание «Ласточек» и в условиях регулирования тарифов на пригородные пассажирские перевозки поставка дополнительных 1200 вагонов принесет РЖД 6-14 млрд руб. убытка в год, за 15 лет эксплуатации убыток может вырасти до 55-130 млрд руб., отмечает сотрудник федерального ведомства. А если отказаться от поставок «Ласточек» в следующем году, то - даже с учетом штрафов - монополия потеряет за 15 лет не более 50 млрд руб.

Окончательного решения о судьбе контракта на поставку «Ласточек» пока нет, добавляет один из собеседников «Ведомостей».

Ранее владелец «Синары» Дмитрий Пумпянский говорил, что его компания и Siemens вложили в производство «Ласточек» на площадке «Синары» в Верхней Пыжме 10 млрд руб. Производство «Ласточек» началось в 2013 г. Вчера представители «Синары» и Siemens оставили вопросы «Ведомостей» без ответа.