«Транснефть» хочет получить в управление госпакет Новороссийского порта

Президент «Транснефти» Николай Токарев попросил Владимира Путина отдать в управление компании госпакет Новороссийского порта. А с ним и контроль над НМТП
Стоимость НМТП может вырасти, если госпакетом будет управлять «Транснефть», доказывает Николай Токарев/ Д. Абрамов/ Ведомости

Росимущество планировало продать 20% НМТП еще в 2012 г., рассматривался вариант SPO. До этого, в 2011 г., к активу проявляла интерес и «Роснефть». Государственная нефтяная компания предлагала продать ей 20% НМТП вместе с долей РЖД.

Токарев 24 сентября направил письмо президенту Владимиру Путину, в котором предложил отдать 20%-ный госпакет Новороссийского морского торгового порта (НМТП) в управление «Транснефти», рассказали «Ведомостям» два человека, знакомых с содержанием письма, и подтвердил федеральный чиновник. По словам одного из них, президент поручил премьеру Дмитрию Медведеву рассмотреть предложение Токарева. Документы из Минтранса вчера поступили в Минэкономразвития, говорит источник, близкий к ведомству (представитель Минэкономразвития от комментариев отказался, представитель Минтранса на вопросы «Ведомостей» не ответил). Представители «Транснефти» и группы «Сумма» Зиявудина Магомедова (их СП с «Транснефтью» владеет 50,1% акций НМТП) отказались комментировать письмо.

Токарев объясняет желание «Транснефти» управлять госпакетом в том числе стремлением повысить капитализацию порта, говорит один из собеседников «Ведомостей»: с IPO НМТП на LSE в 2007 г. его капитализация снизилась с $4,9 млрд до $808 млн.

Если правительство согласится с предложением Токарева, то госкомпания сможет управлять 35,8% НМТП: в прошлом году «Транснефть-сервис» скупил с рынка 10,5% порта, а летом структуры РЖД передали 5,3% НМТП в управление «Транснефти». Еще 25% «Транснефть» контролирует через СП с «Суммой».

Если просьбу Токарева удовлетворят, «Транснефть» сможет фактически контролировать НМТП, считает руководитель группы корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченков: если позволит договор, она сможет голосовать на советах директоров и на собраниях акционеров 60,8% акций порта.

Госпакет НМТП - в плане приватизации на 2014-2016 гг. Передача госпакета в доверительное управление может закончиться его приватизацией в пользу управляющего, но для этого Росимущество должно провести конкурс на выбор управляющего пакетом, отмечает юрист.

«Сумма» и «Транснефть» больше года ведут переговоры о разделе активов НМТП: госкомпания должна получить нефтеналивные терминалы, «Сумма» - сухогрузные. Весной основной схемой раздела считалась следующая: «Транснефть» продает «Сумме» свою долю в СП, владеющем портом, и пакет «Транснефть-сервиса». Акционерами НМТП в таком случае останутся «Сумма» (50,1%), Росимущество (20%) и структуры РЖД (5,3%). «Транснефть» при разделе получает нефтеналивной терминал НМТП - «Шесхарис» (его планировалось выделить в отдельную компанию), два нефтепродуктовых терминала - ИПП и НМТ (50% принадлежит Gunvor), «Флот НМТП», а также Приморский торговый порт. У НМТП при таком варианте остались бы Новороссийский зерновой терминал, контейнерные терминалы - НЛЕ и БСК, Новороссийский судоремонтный завод (его совладелец - ОСК). «Транснефть» должна была заплатить за нефтеналивные активы $0,7-1 млрд. Монополия могла также взять на себя часть долга порта (чистый долг на конец 2013 г. - $1,7 млрд). Разделить активы партнеры планировали до конца года.

Упоминаемые «Ведомостями» схемы имели место быть, но ни одна из них не была выбрана как окончательная, говорит представитель «Транснефти». «Но в правительстве, насколько нам известно, решения нет. Как будет разделен порт, мы не знаем», - добавил он. На прошлой неделе Токарев упомянул про некое «решение правительства», которое «может принципиально изменить вообще всю схему» раздела активов порта (его слова приводит «Интерфакс»), не рассказав подробностей. В сентябре, говоря о возможном разделе активов НМТП, руководитель Росимущества Ольга Дергунова сказала, что в правительстве идет дискуссия о том, «делать - не делать» (ее цитировал «Интерфакс»). По ее словам, вариант, «когда нефтеналивные активы переходят компании «Транснефть», а «сухие» терминалы переходят «Сумме», - это лишь возможный способ раздела и управления компанией».