Статья опубликована в № 3703 от 24.10.2014 под заголовком: Вспомнили про реформу

Аркадий Дворкович напомнил РЖД, что вагоны - это не ее бизнес

Вице-премьер Аркадий Дворкович считает, что РЖД не должна брать грузовые вагоны в управление и в аренду. Ведь это противоречит правилам реформирования монополии
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Управление вагонами на падающем рынке оказалось не так выгодно РЖД, как представлялось ранее
Е. Разумный / Ведомости

Дворкович против передачи РЖД вагонов в управление и аренду, следует из протокола заседания межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта от 2 октября. Это «нецелесообразно» с учетом ранее принятых решений по целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 г. (одобрена правительством в январе 2011 г. в соответствии с реформой РЖД), говорится в документе (копия есть у «Ведомостей»). По модели рынка РЖД должна владеть только инфраструктурой и не должна управлять вагонами. В 2013 г. монополия передала все вагоны в управление «дочке» - Федеральной грузовой компании (ФГК).

Какие практические последствия будет иметь позиция Дворковича, непонятно. Представитель РЖД это не комментирует. Источники «Ведомостей», близкие к участникам заседания, затруднились дать прогноз. С представителем вице-премьера связаться не удалось.

РЖД сейчас управляет порожними рейсами ФГК. РЖД и ФГК в начале года подписали соглашение о передаче 114 000 полувагонов оператора в управление монополии (условия не раскрываются). Это почти 70% всех вагонов ФГК. Плата за провоз груженого вагона почти сопоставима с оплатой провоза пустого. Поэтому вблизи портов образовывались пробки - вагоны ждали груз. А в местах отгрузки - дефицит вагонов. РЖД может перемещать пустые вагоны в соответствии с потребностями грузоотправителей. Операционные показатели ФГК улучшились: с января по май оборот вагона сократился на 14,3% до 16,5 суток, коэффициент порожнего пробега к общему - на 8,5% до 0,43, производительность вагона выросла почти на 30% до 8826 тонно-километров на вагон в сутки. Но это невыгодно РЖД, уверяет источник «Ведомостей», близкий к монополии, не раскрывая подробностей.

Представитель РЖД уверяет, что и арендовать вагоны монополии невыгодно: «негибкие тарифные условия, на основе которых» монополия может брать вагоны в аренду, не позволяют арендованному парку конкурировать с парками операторов, которые работают по нерегулируемым ставкам. РЖД уже пыталась привлекать их вагоны, но парк сдала только ФГК (см. врез).

Правда, крупнейшие операторы (ФГК, Первая грузовая компания (ПГК) и «Нефтетранссервис») сами готовы сдать РЖД в аренду парк - из-за падения ставок на перевозку грузов и роста затрат на порожние рейсы. Представитель ФГК говорит, что сдать вагоны в аренду РЖД выгоднее, чем отдать в управление порожние рейсы: при аренде продажа услуг и управление процессом перевозки находятся в одних руках - у РЖД, при технологическом аутсорсинге процесс разорван: «Оператор продает услугу, а РЖД управляет порожняком». ПГК готова рассматривать «любые экономически эффективные и технологически целесообразные схемы взаимодействия с РЖД по оптимизации логистических схем, включая технологический аутсорсинг или аренду», уверяет представитель ПГК. «Если договоримся с РЖД об аренде вагонов, то будем убеждать правительство в нужности такой меры», - сказал источник в одном из операторов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more