Аркадий Дворкович напомнил РЖД, что вагоны - это не ее бизнес

Вице-премьер Аркадий Дворкович считает, что РЖД не должна брать грузовые вагоны в управление и в аренду. Ведь это противоречит правилам реформирования монополии
Управление вагонами на падающем рынке оказалось не так выгодно РЖД, как представлялось ранее/ Е. Разумный/ Ведомости

Дворкович против передачи РЖД вагонов в управление и аренду, следует из протокола заседания межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта от 2 октября. Это «нецелесообразно» с учетом ранее принятых решений по целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 г. (одобрена правительством в январе 2011 г. в соответствии с реформой РЖД), говорится в документе (копия есть у «Ведомостей»). По модели рынка РЖД должна владеть только инфраструктурой и не должна управлять вагонами. В 2013 г. монополия передала все вагоны в управление «дочке» - Федеральной грузовой компании (ФГК).

Какие практические последствия будет иметь позиция Дворковича, непонятно. Представитель РЖД это не комментирует. Источники «Ведомостей», близкие к участникам заседания, затруднились дать прогноз. С представителем вице-премьера связаться не удалось.

РЖД сейчас управляет порожними рейсами ФГК. РЖД и ФГК в начале года подписали соглашение о передаче 114 000 полувагонов оператора в управление монополии (условия не раскрываются). Это почти 70% всех вагонов ФГК. Плата за провоз груженого вагона почти сопоставима с оплатой провоза пустого. Поэтому вблизи портов образовывались пробки - вагоны ждали груз. А в местах отгрузки - дефицит вагонов. РЖД может перемещать пустые вагоны в соответствии с потребностями грузоотправителей. Операционные показатели ФГК улучшились: с января по май оборот вагона сократился на 14,3% до 16,5 суток, коэффициент порожнего пробега к общему - на 8,5% до 0,43, производительность вагона выросла почти на 30% до 8826 тонно-километров на вагон в сутки. Но это невыгодно РЖД, уверяет источник «Ведомостей», близкий к монополии, не раскрывая подробностей.

Представитель РЖД уверяет, что и арендовать вагоны монополии невыгодно: «негибкие тарифные условия, на основе которых» монополия может брать вагоны в аренду, не позволяют арендованному парку конкурировать с парками операторов, которые работают по нерегулируемым ставкам. РЖД уже пыталась привлекать их вагоны, но парк сдала только ФГК (см. врез).

Правда, крупнейшие операторы (ФГК, Первая грузовая компания (ПГК) и «Нефтетранссервис») сами готовы сдать РЖД в аренду парк - из-за падения ставок на перевозку грузов и роста затрат на порожние рейсы. Представитель ФГК говорит, что сдать вагоны в аренду РЖД выгоднее, чем отдать в управление порожние рейсы: при аренде продажа услуг и управление процессом перевозки находятся в одних руках - у РЖД, при технологическом аутсорсинге процесс разорван: «Оператор продает услугу, а РЖД управляет порожняком». ПГК готова рассматривать «любые экономически эффективные и технологически целесообразные схемы взаимодействия с РЖД по оптимизации логистических схем, включая технологический аутсорсинг или аренду», уверяет представитель ПГК. «Если договоримся с РЖД об аренде вагонов, то будем убеждать правительство в нужности такой меры», - сказал источник в одном из операторов.