Правительство разработало проект ключевых показателей эффективности для РЖД

Правительство разработало проект KPI для РЖД. Они учитывают далеко не все аспекты деятельности монополии, отмечают эксперты и участники рынка
Доходы топ-менеджеров РЖД могут попасть в зависимость от качества работы компании/ Е. Разумный/ Ведомости

Правительство разработало проект ключевых показателей эффективности для РЖД (копия документов есть у «Ведомостей»). Предложения обсуждались на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича 2 октября, говорит источник «Ведомостей», близкий к одному из участников совещания. Связаться с представителем Дворковича не удалось.

От РЖД правительство намерено требовать коммерческой (удовлетворенность спроса на перевозки, соблюдение сроков доставки, обеспечение сохранности) и операционной эффективности (уровень маршрутизации, простой вагонов), качественной работы локомотивов (возраст, производительность, уровень износа, соотношение рабочего парка и общего), инфраструктуры (пропускная способность и аварийность участков) и обслуживания вагонов (время ремонта вагонов).

Представитель РЖД говорит, что эти показатели и сейчас являются стратегическими для РЖД при организации перевозок (их разрабатывала сама монополия). Теперь же речь идет об улучшении целевых показателей этих KPI, добавляет он. При этом дополнительных инвестиций на покупку информационных систем для сбора информации о показателях РЖД не потребуется, говорит он.

Гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров считает, что чиновники учли не все аспекты деятельности монополии. Например, показатель «протяженность незагруженных участков» не зависит от компании. «Но почему-то нет в этом списке самого важного показателя эффективности для РЖД - затрат на перевозку тонны грузов», - отмечает эксперт.

Топ-менеджер одной из компаний-грузоотправителей предлагает включить в KPI РЖД оценку эффективности инвестпрограммы монополии. «Ведь РЖД ежегодно тратит более 300 млрд руб., а какой эффект от этих вложений - непонятно», - уточняет он.

При этом предполагается, что данные о выполнении KPI будет предоставлять сама компания. Чиновникам вполне реально разработать систему контроля за выполнением РЖД показателей эффективности, говорит один из членов совета потребителей РЖД. Например, это можно сделать через изменения стандартов раскрытия информации компании, отмечает он. Плюс ко всему есть Счетная палата и комитет по аудиту при совете директоров РЖД, говорит собеседник «Ведомостей».

Показатели эффективности РЖД будут влиять на KPI топ-менеджеров госкомпании, говорит федеральный чиновник. То же следует и из поручений президента России Владимира Путина: летом он поручал премьер-министру Дмитрию Медведеву до 1 октября утвердить KPI для членов правления РЖД в привязке к скорости перевозки грузов, говорится в перечне поручений главы государства, который он подписал 25 июня. От выполнения KPI зависят выплаты топ-менеджеров монополии, говорит представитель РЖД. В 2013 г. выплаты правлению остались на уровне 2012 г. - 1,7 млрд руб. В состав правления РЖД входит 23 человека. Ранее Минэкономразвития предлагало наказывать РЖД за невыполнение показателей эффективности рублем - привязать KPI к тарифу на грузоперевозки.

С инициативой разработать KPI для РЖД осенью 2013 г. выступало Министерство экономического развития. Затем возникла идея разработать KPI и для операторов. Весной Росимущество выпустило рекомендации для составления показателей эффективности госкомпаний и госбанков: они должны включать 4-7 финансово-экономических и не более четырех отраслевых показателей.

Скорость доставки грузов РЖД в 2013 г. выросла, вырос и грузооборот за счет увеличения порожнего пробега (см. таблицу). А погрузка на сети РЖД в 2013 г. снизилась на 2,8% до 1,23 млрд т.