Статья опубликована в № 3730 от 04.12.2014 под заголовком: Порты хотят сохранить доллар

Стивидорные компании предпочитают плату за перевалку грузов в валюте

Инициатива президента России Владимира Путина рассмотреть вопрос о переходе портов на расчеты в рублях не нашла поддержки у части правительства и стивидорных компаний
Платить за перевалку грузов в портах лучше долларами, считают стивидорные компании
Е. Разумный / Ведомости

Путин по итогам совещания по развитию портов Азово-Черноморского бассейна (прошло в сентябре в Новороссийске) поручил премьеру Дмитрию Медведеву до 1 декабря «рассмотреть вопрос об обоснованности утверждения тарифов в иностранной валюте на стивидорные услуги в морских портах», говорится в материалах на сайте Кремля. Но из профильных ведомств за переход на расчеты в рублях - только Минэкономразвития.

Минэкономразвития направило в ФСТ предложение перейти на расчеты в рублях за перевалку, сообщил представитель министерства. Минтранс против: в большинстве портов тарифы сейчас не регулируются государством (см. врез), поэтому стивидорные компании сами принимают решение о валюте, в которой с ними рассчитываются клиенты, отмечает источник «Ведомостей», близкий к министерству. Представитель Минтранса лишь отметил, что министерство направило свою позицию в ФСТ. Представитель ФСТ не стал комментировать внутреннюю переписку. ФСТ поддержало Минтранс, знает источник, близкий к службе.

Позицию Минтранса и ФСТ по переходу на расчеты в рублях разделяет и гендиректор московского представительства Ассоциации морских портов России Александр Шиманский. Заставлять порты переходить на расчеты в рублях - это возврат к регулированию, заявил он «Ведомостям».

С начала года курс доллара к рублю вырос на 63%. Рост курса доллара по отношению к рублю, конечно, повышает доходность стивидорных компаний, основные издержки которых номинированы в рублях, говорит директор по развитию Portnews Надежда Малышева. Например, выручка портового дивизиона Fesco (включает Владивостокский морской торговый порт) за 9 месяцев в долларах снизилась на 7,8% до $140,6 млн, а в рублях выросла на 3,4% до 4,9 млрд руб., EBITDA в долларах снизилась на 10,5% до $67,7 млн руб., в рублях - выросла на 0,4% до 2,4 млрд руб. Тарифы на перевалку экспортно-импортных грузов привязаны к курсу доллара, а тарифы на каботажные грузы (перевозка грузов между портами) рассчитываются в рублях, объясняет представитель Fesco.

Сами стивидорные компании также выступают против перехода на расчеты в рублях. «Переход на рублевые ставки может серьезно навредить портам и их клиентам как участникам внешнеторговой деятельности, где важен эквивалентный индикатор стоимости услуг и затрат потребителей этих услуг, продающих свою продукцию за валюту», - говорит представитель UCL Ports (входит в UCL Holding Владимира Лисина). За девять месяцев 2014 г. экспорт в общем грузопотоке через порты составил 91,8%, напоминает он.

Возможный переход на расчеты в рублях может увеличить затраты стивидорных компаний. «У всех портов есть валютные платежи, обусловленные техническим перевооружением с приобретением дорогостоящей перегрузочной техники и ее содержанием», - перечисляет представитель UCL Ports. «Возможность получать выручку в валюте принципиально важна для тех компаний, которые имеют крупные долгосрочные валютные кредиты, взятые именно в расчете на эту выручку. Переход на рублевые тарифы в ситуации дальнейшего ослабления рубля приведет к увеличению стоимости обслуживания валютных кредитов для компаний. С другой стороны, валютные тарифы дают портам дополнительный запас прочности для удержания ставок на текущем уровне», - говорит представитель НМТП.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать