Еврокомиссия активизирует антимонопольное расследование против «Газпрома»

Комиссар по вопросам конкуренции Маргрет Фестагер не считает дело политически мотивированным
Д.Гришкин/ Ведомости

Еврокомиссия вскоре предпримет дальнейшие шаги в рамках антимонопольного расследования в отношении “Газпрома”, заявила в интервью The Wall Street Journal комиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер.

Официальное расследование Еврокомиссии длится уже 2,5 года; антимонопольные органы выясняют, не использовал ли «Газпром» свое доминирующее положение на газовых рынках Восточной Европы с целью не допустить выхода на них конкурентов.

«Думаю, в относительно короткой перспективе мы сможем продвинуться в этом деле, - сказала Вестагер газете. - Для меня очень важно, чтобы к любой компании на европейском рынке применялись единые правила и средства, обеспечивающие их выполнение».

Переговоры о возможном мировом соглашении были фактически остановлены после того, как год назад разразился украинский кризис, отмечает WSJ, а предъявление “Газпрому” официальных обвинений может быть воспринято в Москве как враждебный шаг со стороны Евросоюза, который и так уже ввел масштабные санкции против России. Но Вестагер, занявшая пост комиссара по вопросам конкуренции в ноябре, отрицает, что в деле есть политическая подоплека.

«Я смотрю на это так: есть дело, и в конечном итоге его, возможно, придется представлять в суде», - объяснила она. Если считать его политически мотивированным, то когда бы антимонопольные власти ни активизировали работу по нему, противоположная сторона будет недовольна, указала Вестагер.

ЕК начала антимонопольное расследование в отношении «Газпрома» в сентябре 2012 г., изучались контракты в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Эстонии, Латвии и Литве. Годом ранее представители антимонопольного органа провели обыск в офисах 20 европейских «дочек» «Газпрома» в 10 странах. Брюссель изучал возможность предъявления «Газпрому» обвинений в злоупотреблении доминирующим положением в Восточной Европе путем завышения цен, ограничений на перепродажу его газа и воспрепятствования диверсификации поставок.

В начале декабря 2013 г. генеральный директор «Газпром экспорта» Александр Медведев рассказал Financial Times, что «Газпром» хочет заключить с ЕК мировое соглашение. Правительство России и ЕК договорились «попытаться найти взаимоприемлемое решение» до предъявления официальных обвинений, сказал он. Компромисс должен «снять беспокойство антимонопольных органов, не повредив нашей деятельности на европейских рынках», пояснил тогда Медведев.

В январе 2014 г. тогдашний комиссар по вопросам конкуренции Хоакин Альмуниа заявил, что его ведомство готовится продолжать расследование. Инициатива «Газпрома» создала возможность для урегулирования дела и даже были проведены некоторые неформальные переговоры с его сотрудниками, добавил он. Однако предметный разговор тогда не состоялся.

А вскоре смена власти на Украине, отказ «Газпрома» поставлять ей газ из-за накопившихся долгов, споры о цене газа и опасения в Европе, что Россия снова пытается использовать газовую монополию в качестве политического оружия, отодвинули вопрос о договоренностях между Москвой и Брюсселем на второй план. Представители ЕК занялись посредничеством в газовом споре России и Украины. Руководители же стран не только Восточной, но и Западной Европы стали активно заниматься поисками способов снизить свою зависимость от российского газа.