ЦППК просит господдержки для закупки электричек

Крупнейшему пригородному перевозчику нужно 167 млрд рублей на обновление подвижного состава
Возраст более 80% парка ЦППК превышает 20 лет/ А. Гордеев/ Ведомости

Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) обратилась за господдержкой для закупки до 2028 г. 400 поездов на 167 млрд руб. Пригородный перевозчик ведет переговоры с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) для привлечения денег из ФНБ и рассчитывает на участие в программе проектного финансирования, рассказал «Ведомостям» представитель ЦППК. Сколько денег от государства понадобится пригородной компании, он не раскрыл. Представитель перевозчика лишь уточнил, что ЦППК прорабатывает вопрос финансирования закупки электричек совместно с чиновниками, консультантами, коммерческими банками, а также с участием администрации регионов.

ЦППК – крупнейшая пригородная пассажирская компания в России, на которую приходится больше 50% всех пригородных перевозок. Компания работает в Московской, Калужской, Смоленской, Тверской и других областях Центрального региона. Акционеры ЦППК – «Трансгрупп» (50% минус 2 акции), РЖД и правительство Московской области (у них по 25% плюс 1 акция). Выручка ЦППК по РСБУ в 2014 г. выросла на 10% до 32,4 млрд руб., чистая прибыль снизилась на 34,4% до 2,1 млрд руб.

Большую часть подвижного состава ЦППК арендует у РЖД – 288 поездов. Компания в своих материалах признается, что возраст 83% поездов превышает 20 лет. К 2028 г. компания планирует заменить эти электрички на собственные, еще 112 рассчитаны на перевозку пассажиров в Московском транспортном узле, пояснил представитель компании. Его пассажиропоток к 2025 г. вырастет в 2 раза до 1,6 млрд человек, подсчитали в РЖД. В 2014 г. ЦППК увеличила перевозки пассажиров на 1,7% до 596 млн человек.

Сейчас ЦППК обновляет свой парк самостоятельно: в 2014 г. компания купила 26 электричек, в 2015 г. планирует приобрести еще столько же. Расходы на эти цели компания не раскрывает. Их поставщик – Демиховский машиностроительный завод (ДМЗ, входит в «Трансмашхолдинг», совладельцам которого – Андрею Бокареву и Искандеру Махмудову – принадлежит «Трансгрупп»).

Убыточные перевозки

По мнению аудитора Счетной палаты Валерия Богомолова, большинство пригородных пассажирских компаний нерентабельны. В 2014 г. их убытки составили 6,4 млрд руб. «Расходы отдельных компаний более чем в 3 раза превышают доходы, получаемые от перевозочной деятельности», – передал его слова «Интерфакс».

Представитель РФПИ не стал комментировать перспективы выделения денег из ФНБ на покупку электричек. Деньги из ФНБ через фонд получили «Ростелеком» (4 млрд руб.), «Россети» (1 млрд руб.). Для реализации проектов этих компаний РФПИ создал специальные проектные компании, через которые и поступает финансирование. Не исключено, что такая схема будет и с проектом закупок электричек ЦППК, если проект будет одобрен РФПИ, говорит источник, близкий к пригородному перевозчику. Средства ФНБ предоставляются в виде облигационных займов по ставке «уровень инфляции + 1 п. п.».

По программе проектного финансирования банки берут средства ЦБ по ставке 9% годовых, а выдают на реализацию проектов, отобранных межведомственной комиссией при Минэкономразвития, по ставке не выше 11,5%. Лимит финансирования на один проект – 20 млрд руб., а общий фонд программы – 50 млрд руб.

Получит ли в итоге ЦППК деньги на закупку электричек, не ясно. Представитель Минэкономразвития (министерство курирует выделение денег из ФНБ и через проектное финансирование) говорит, что решение о финансировании пока не принято.

Сейчас риск невозврата средств ФНБ и банков – участников программы проектного финансирования велик, сказал гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров: модель развития пригородных пассажирских перевозок и формы их господдержки будут пересматриваться. «Тарифы ЦППК регулируются, а разницу между экономически обоснованным и установленным должны компенсировать региональные власти, но такое обязательство не закреплено законом, и не все регионы это делают», – указывает Бурмистров.