ФГК хочет привлечь проектное финансирование и отсрочить платежи РЖД

Компания хочет избежать допзатрат в 520 млн рублей на обслуживание дорогих кредитов
ФГК рассчитывает на получение проектного финансирования и отсрочку платежей РЖД/ А.Гордеев/ Ведомости

Рост ставок банковских кредитов с 15–15,2 до 25–30% может обернуться для Федеральной грузовой компании (ФГК) дополнительными расходами в 2015 г. на 521,8 млн руб., говорится в материалах компании. Заменить кредитование компания предлагает проектным финансированием (его сумма не указывается), увеличением отстрочки платежа Центру фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО; входит в РЖД, операторы платят ему за перевозку грузов). Сумма долга ЦФТО не сообщается, но ФГК рассчитывает увеличить банковские гарантии под него с нынешних 500 млн до 1 млрд руб. В пояснительной записке к финансовому плану компании на 2015–2017 гг. сказано, что в 2015 г. ФГК планирует занять 1,6 млрд руб. на финансирование инвестпрограммы. Сейчас ключевая ставка ЦБ – 14%, ставка Mosprime – 14,5%.

Каким образом указанные меры будут реализованы, в документе не говорится. Представители РЖД и ФГК от комментариев отказались.

Механизм проектного финансирования на покупку операторами вагонов рассматривается в качестве господдержки для компаний, покупающих инновационные вагоны. До 28 мая Минэкономразвития, Минпромторг и Минфин должны представить в правительство окончательные предложения о мерах господдержки операторов, говорится в протоколе совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева о развитии транспортного машиностроения (состоялось 16 марта в Тихвине).

Рост банковских ставок может отразиться на планах по финансированию инвестпрограммы ФГК не только в 2015 г., но и в ближайшие три года. Инвестпрограмма ФГК на 2015–2017 гг. – 76,8 млрд руб. Сколько ФГК намерена привлечь, в материалах также не раскрывается. Но источник «Ведомостей», близкий к компании, говорит, что большую часть из этих средств компания привлечет в виде кредитов.

Почти все деньги своей инвестпрограммы ФГК направит на обновление парка (74 млрд руб.), говорится в материалах компании. По данным Минпромторга, у оператора 40% парка (62 320 вагонов) с истекшим сроком службы. ФГК один из немногих железнодорожных операторов, который заявляет о массовом списании старых вагонов. Только в этом году компания спишет 33 000 вагонов. В 2015–2017 гг. компания планирует приобрести 45 232 вагона, говорится в финансовом плане компании.

Для ФГК привлечение денег на финансирование инвестпрограммы критично, иначе она потеряет долю на рынке, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Пока ФГК не спишет старые вагоны, у нее не улучшится экономика работы парка, а значит, и финансовые показатели, добавляет эксперт. ФГК прогнозирует в этом году убыток в 2 млрд руб. (по итогам 2014 г. – 2 млрд руб.). Однако с 2016 г. компания обещает выйти в прибыль – 3,3 млрд руб., а в 2017 г. рассчитывает ее увеличить до 5,6 млрд руб. При этом выручка компании по плану также должна расти: в 2015 г. – на 6,8% до 53,1 млрд руб., в 2016 г. – на 12% до 59,7 млрд руб., в 2017 г. – на 14% до 68,6 млрд руб.