Порты Петербурга и Ленобласти в январе – апреле 2015 года увеличили оборот на 5%

Импорт продовольствия, пострадавший после введения эмбарго, начал восстанавливаться
Е. Разумный/ Ведомости

В январе – апреле 2015 г. порты Петербурга и Ленобласти перевалили 70,6 млн т грузов, на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сказано в материалах администрации Большого порта Санкт-Петербург. Перевалка порта Санкт-Петербург упала за этот период на 11%, Выборга – на 28%, оборот Приморска вырос на 4%, Усть-Луги – на 22% (за счет черных металлов, нефти и нефтепродуктов). Грузооборот Высоцка остался на уровне прошлого года.

В апреле оборот порта Санкт-Петербург потерял 19%. Оборот рефрижераторных и наливных грузов упал на 25% до 124 100 и 672 800 т соответственно, грузов на паромах – на 40% до 36 100 т. Перевалка наливных грузов в порту Усть-Луга выросла за апрель на 9% до 4,6 млн т, накатных – упала на 16% до 8700 т. Контейнерооборот порта Санкт-Петербург снизился в апреле на 31% до 144 408 TEU, Усть-Луги – на 27% до 6321 TEU.

По данным агентства Infranews, экспорт груженых контейнеров из Большого порта Санкт-Петербург за первые четыре месяца 2015 г. составил 208 000 TEU (+0,8), импорт – 268 000 TEU (-30%). Экспорт порожних контейнеров упал на 55% до 95 000 TEU, импорт вырос в 2 раза – до 3700 TEU. В ближайшие несколько месяцев экспорт порожняка будет падать из-за острой нехватки таких контейнеров на рынке, прогнозирует гендиректор Infranews Алексей Безбородов.

Дефицит порожняка нарастает, ситуация должна измениться к июлю-августу, когда из-за укрепления рубля баланс стабилизируется, говорит Ирина Капитанова, заместитель гендиректора таможенного оператора ООО «Балтика-транс».

Отсутствие порожних контейнеров ведет к деконтейнеризации экспортных грузов и переходу на отгрузки судовыми партиями, подтверждает заместитель гендиректора по коммерческой работе ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга» Олег Дехтярь. По его словам, из-за кризиса значительно снизился импорт автомобилей из Азии и Восточной Европы: «Мы ожидаем перераспределение устойчивых потоков экспорта металлопродукции и зерновых грузов из перегруженных южных портов и портов Украины на Северо-Запад».

Больше всего за первые четыре месяца 2015 г. упал импорт овощей и фруктов, объясняет Капитанова: «До 2014 г. значительная часть импорта этой категории проходила через Петербург, а с введением санкций основные потоки пошли в Новороссийск, который удобнее для новых поставщиков: Египта, Турции и Израиля».

В апреле – мае уже можно заметить активизацию бизнес-процессов и постепенное возвращение на уровень прошлого года, самым сложным для логистического сектора был март, когда выручка операторов упала в среднем на 35%, а у тех, кто работал преимущественно с продовольствием, – до 50%, говорит Сергей Попов, начальник управления транспортных операций «Тамарикс лоджистикс». По его словам, импорт продовольственных товаров из Египта, Юго-Восточной Азии и Южной Америки за первые четыре месяца 2015 г. вырос минимум на 12%.

Практически полностью прекращаются контракты промышленного комплекса с европейскими партнерами из-за политического давления, говорит Попов. Партнеры Кировского завода (КЗ) из Европы требовали подтверждения, что поставленное оборудование не будет использоваться на спорных территориях, например в Крыму, но документально подтвердить это невозможно, ранее рассказывал «Ведомостям» директор по правовым вопросам КЗ Сергей Дерябин.

Рынок оживает: за январь – апрель 2015 г. грузооборот упал на 30%, показатели мая оказались на уровне прошлого года, говорит топ-менеджер крупной стивидорной компании, специализирующейся на продовольствии. По его словам, те, кто отправлял грузы брейк-балком (без использования контейнеров), отказываются от новых контрактов с морскими линиями и ищут более удобные форматы.