Всемирная выставка в Милане проходит с огромным успехом

Павильон России на Expo – один из самых популярных
За первый месяц работы Expo 2015 на нее продано 15 млн билетов, притом что изначально организаторы предполагали принять 20 млн посетителей за полгода
За первый месяц работы Expo 2015 на нее продано 15 млн билетов, притом что изначально организаторы предполагали принять 20 млн посетителей за полгода / GIUSEPPE CACACE / AFP

Открывая 1 мая World Expo 2015, премьер-министр Италии Маттео Ренци заявил: «Сегодня начинается завтрашний день Италии». Лучшее, что может сделать World Expo 2015, – это «перезапустить» Bel Paese, Прекрасную страну, как называл Италию великий Данте, и тогда она сможет поразить мир не только своим великим прошлым, но и будущим, говорил Ренци.

Общую тему для всех участников выставки предлагает ее страна-организатор. Итальянцы выбрали «Питание для планеты. Энергия для жизни» и теперь надеются, что фокус на продуктах питания позволит накормить и итальянскую экономику.

Общие инвестиции Италии в подготовку Expo 2015 превысили 1,3 млрд евро. Но один только туристический сектор ждет прибыли в 5 млрд евро. По прогнозу генерального комиссара правительства Италии по Expo 2015 Джузеппе Салы, Всемирная выставка позволит увеличить ВВП Италии на 10 млрд евро, другие эксперты ждут 15 млрд евро.

«Первые выходные превзошли наши ожидания», – делился радостью Cала. Триумфу не помешали ни массовые демонстрации, прошедшие 1 мая в центре Милана, ни постоянно всплывавшие в прессе воспоминания о коррупционных скандалах, связанных с подготовкой выставки (см. врез), ни серьезное отставание от графика работ. В день открытия на Expo пришло 220 000 посетителей, тогда как организаторы готовились принять 200 000 человек за первые три дня работы. Так как в центре внимания на этой выставке – еда, визитеры заказали около 800 000 разных блюд как на стендах участников, так и в ресторанах, работающих на территории выставочного парка. Далеко не за все надо платить: большинство участников стараются накормить гостей национальными блюдами, а, например, в павильоне Швейцарии гостям даже раздают навынос выращенные в стране овощи и фрукты. В павильоне России гостей угощают бесплатными оладьями и блинами с вареньем и медом, предлагают попробовать квас и морс, рассказывает Георгий Каламанов, генеральный комиссар российской секции на Expo 2015 (интервью с ним см. на стр. В2–В3).

Тернистый путь

Право на проведение World Expo 2015 Милан выиграл у единственного конкурента – турецкого Измира в 2008 г., еще при премьер-министре Сильвио Берлускони. Тогда же начался процесс подготовки выставки, сопровождавшийся многочисленными скандалами. В 2011 г. мэр Милана Джулиано Пизапиа отстранил от работ по подготовке выставки известного архитектора Стефано Боэри, одного из инициаторов итальянской заявки на World Expo 2015. Итальянские СМИ уверяли, что причиной такого решения стала критика, с которой архитектор обрушился на разработанный при участии мэрии план выставки. В мае 2014 г. полиция арестовала по обвинению в коррупции Анджело Париса, директора по планированию и закупкам организатора выставки – компании Expo 2015 S.p.A. У следователей оказались записи, на которых он требовал взятки за получение контрактов, связанных с World Expo. После этого премьер-министр Италии Маттео Ренци поручил председателю антикоррупционной комиссии Рафаэле Кантоне взять подготовку Всемирной выставки под личный контроль. В ходе расследования были арестованы еще шесть политиков и бизнесменов, связанных со строительными подрядами. В начале августа миланские полицейские опубликовали доклад об участии мафии в подрядах по подготовке Expo 2015. На этом фоне организации, пропагандирующие здоровое питание, критиковали организаторов Всемирной выставки за решение выбрать основными спонсорами мероприятия McDonald’s и Coca-Cola. Обычным делом оказалось превышение смет при строительстве павильонов и затягивание сроков. Например, строительная компания Italiana Costruzioni потратила на строительство павильона Италии на 29 млн евро больше, чем планировалось, в результате чего расходы выросли до 92 млн евро. Три другие компании, вовлеченные в процесс строительства павильонов на территории выставочного парка, – Mantovani, CMC и Maltauro также запросили 120 млн евро сверх заранее согласованных смет. За месяц до открытия выставки стало очевидно, что в городе не удастся завершить, как было запланировано, работы по обновлению улиц и тротуаров (и их решили продолжать ночами), а также полностью ввести в эксплуатацию новую очередь линии метрополитена.

По подсчетам мэра Милана Джулиано Пизапиа, участники Всемирной выставки сообща предложат гостям 20 000 самых разнообразных мероприятий, в первую очередь гастрономических. Но тема «Питание для планеты» не сводится к демонстрации кулинарного мастерства, предупреждает Пизапиа. Угощения со всего мира – это прекрасная приманка для туристов, но экспозиции заставят гостей задуматься о гораздо более серьезных вещах: продовольственных ресурсах, развитии сельского хозяйства, энергетической политике, ограничении потребления, убежден чиновник. Все это, конечно, приправят развлекательными и культурными программами, в числе которых шоу Allavita от Circue du Soleil, многочисленные концерты и художественные выставки. В национальный день России, который пройдет на Expo 10 июня, состоятся концерты «Виртуозов Москвы», мужского хора Сретенского монастыря, ансамблей «Лезгинка» и «Станица», рассказал Каламанов. С 25 по 30 сентября на Expo пройдет Неделя российской культуры, в рамках которой намечены масштабные выступления фольклорных коллективов со всех регионов России, концерты классической музыки, фестиваль российского кино, ледовое шоу «Чемпионы в городе» с участием Татьяны Навки, Алексея Ягудина, Татьяны Тотьмяниной и Романа Костомарова, показы мод и др.

Первые успехи

За первый месяц работы Всемирную выставку в Милане посетило 2,7 млн визитеров, отчитались организаторы. Уже продано около 15 млн билетов (цена стандартного билета – 39 евро), что дает организаторам надежду перевыполнить заявленный план в 20 млн посетителей за шесть месяцев работы выставки. Итальянские чиновники уже отметили, что через месяц работы World Expo в Милане стало проводиться на 16% больше транзакций по кредитным картам, чем годом ранее, и поспешили подтвердить: надежды на выход экономики страны из застоя есть.

«Всемирная выставка оказалась отличной проверкой для организаций, участвовавших в ее подготовке и проведении, и прекрасной возможностью для туристического сектора», – констатировал Сала. «Итальянская версия Всемирной выставки безопасна и привлекательна для семей с детьми», – добавил он.

Организацией выставки в Милане занимаются Международное бюро выставок (BIE) со штаб-квартирой в Париже, с 1928 г. управляющее всемирными выставками, и акционерное общество Expo 2015 S.p.A., принадлежащее министерству экономики и финансов Италии (40%), региону Ломбардия (20%), городским властям Милана (20%), провинции Милан (10%) и городской Торговой палате (10%). И хотя они далеки от мысли превзойти результат предыдущей World Expo 2010 г. в Шанхае, обошедшейся в $50 млрд и ставшей самой популярной Всемирной выставкой за всю историю (73 млн посетителей), Милан всерьез намерен обогнать по посещаемости предыдущего европейского хозяина World Expo – немецкий Ганновер, принявший в 2000 г. 19 млн посетителей, и, может быть, даже японскую Нагою, выставку в которой в 2005 г. посетило 22 млн человек. Организаторы ждут не только экономического роста, но и гастрономических прорывов. Ведь всемирные выставки подарили миру не только архитектурные и скульптурные шедевры, такие как Эйфелева башня или статуя «Рабочий и колхозница», но и продукты питания, завоевавшие всемирную популярность. Например, томатный кетчуп стал известен во всем мире после того, как предприниматель Генри Джон Хайнц представил свою продукцию на Всемирной выставке в 1893 г., а мороженое в вафельном стаканчике впервые было явлено миру на Всемирной выставке в 1904 г.

Футуризм и природа

Посетителей миланской выставки ждут в северной части города, на окруженном зеленью и искусственными каналами острове площадью 1,1 млн кв. м. Здесь разместилось 53 национальных и тематических павильона, что позволило организаторам Expo 2015 установить их первый рекорд – по количеству строений, ведь в Шанхае участники возвели только 42 павильона.

Свои экспозиции в павильонах разместили 145 участников со всего света. Страны от крошечного Ватикана до США, Китая и России представили свои продукты питания и инновационные методы их производства в павильонах футуристической архитектуры. Организаторы очень гордятся тем, что многие страны приглашены на World Expo впервые: построить собственные павильоны им было не по силам, но они смогли организовать экспозицию в так называемых тематических кластерах – специальных павильонах, сформированных не только по географическому, но и по гастрономическому принципу. Таких кластеров девять: «Рис», «Какао и шоколад», «Кофе», «Фрукты и овощи», «Пряности», «Злаки и корнеплоды», «Био-Средиземноморье: здоровье, красота и гармония», «Острова, море и продукты», «Засушливые зоны: культура питания». Например, кластер «Рис» объединяет стенды Бангладеш, Камбоджи, Лаоса, Мьянмы и Сьерра-Леоне. Целый павильон посвящен направлению Slow Food, зародившемуся в Италии в противовес фастфуду, по сути, он является крупнейшим в мире рестораном.

По правилам BIE после окончания выставки все павильоны должны быть демонтированы, но лучшие здания Expo 2015 уцелеют.

Павильоны выстроены вдоль двух улиц, название которых взято с городских карт времен Римской империи: ул. Кардо и ул. Декуманус. Последняя представляет собой крытый пассаж протяженностью 1,5 км, из которого можно попасть в любой павильон. Ул. Кардо заняли павильоны разных регионов Италии. Завершается она огромным павильоном Palazzo Italia – футуристической теплицей из переплетающихся белых пластиковых панелей, в которой, по словам креативного директора павильона Марко Балича, «крепнут лучшие силы страны». Palazzo Italia не будет демонтирован по завершении выставки в конце октября – в нем расположится миланский центр технологических инноваций.

Ресурс Archdaily.com признал самым неординарным сооружением выставки павильон Великобритании, на входе впечатляющий гостей эффектной инсталляцией – в виде облака или молекулы из 169 000 металлических частей и светильников. На 2-е место эксперты ресурса поставили расположенный в центре Expo павильон Австрии, внутри которого создан настоящий лес. Посетителей привлекают прохлада – температура внутри на 6 градусов ниже, чем снаружи, – и свежий лесной воздух. Павильон Бразилии восхитил экспертов сочетанием архитектурной мысли и сценографии: посетители могут подняться на верхний уровень здания по полу и даже стенам из металлической сетки. Спроектированный Норманом Фостером павильон ОАЭ также должен уцелеть после закрытия World Expo.

Расположившийся на центральной аллее World Expo павильон России Archdaily.com тоже включил в десятку лучших павильонов выставки. Спроектированное архитектурным бюро Speech здание площадью 3260 кв. м выделяется поднимающейся вверх 30-метровой консолью-козырьком, облицованной со стороны главного входа полированной нержавеющей сталью. Что превращает ее в гигантское зеркало, в котором могут фотографироваться туристы. Этот аттракцион привлек внимание посетителей: около него в любое время можно обнаружить людей, снимающих селфи, отмечено на официальном сайте выставки. Внутри – сочетание нержавеющей стали и дерева и экспозиция под названием «Растим во благо мира. Возделываем во имя будущего», посвященная многообразию национальных кухонь и традиций народов России, а также вкладу страны в обеспечение продовольственной безопасности.

От угощения – к инвестициям

Организаторы Expo 2015 ждут в гости более 1 млн китайцев и 600 000 россиян. Рикардо Монти, руководитель итальянского выставочного агентства ICE, считает Всемирную выставку прекрасной возможностью «представить всему миру лидерство Италии, экспортировавшей в прошлом году сельхозпродукцию на 27 млрд евро, в области еды, сельского хозяйства и связанных с ними технологий»; после нее к итальянским компаниям в ближайшие шесть месяцев обратятся тысячи потенциальных бизнес-партнеров.

По мнению Францеско Галиетти, эксперта по международной политике римского консалтингового агентства Policy Sonar, наследием выставки могут стать сделки по приобретению иностранными компаниями доли в итальянских сельхозпроизводителях, так как тема производства и переработки продуктов пользуется большим вниманием на пространстве от России до Ближнего Востока.

Для Китая Италия за последние 12 месяцев уже стала крупнейшим направлением для инвестиций, опередив США и Великобританию, подсчитал Bloomberg. По оценке экспертов банковской группы Intesa Sanpaolo, Всемирная выставка в Милане ускорит экономический рост в стране до 0,7%, помогая вывести Италию из трехлетней рецессии.

«Гости выставки, надо надеяться, увезут домой стойкое убеждение, что будущее нашей планеты, настоящая «энергия жизни» – это вовсе не нефть, а еда, – считает миланский искусствовед Альберто Кавалли. – А ее должно быть достаточно, чтобы накормить всех, она должна быть здоровой и общедоступной. После того как Expo 2015 завершит свою работу и все конструкции разберут, должно тем не менее сохраниться стойкое убеждение: не хлебом единым жив человек!».