Статья опубликована в № 3854 от 18.06.2015 под заголовком: Несговорчивые платят больше

ФСТ нашла новый способ вернуть пригородные электрички

Служба с 1 июля повышает тарифы для пассажирских компаний, которые не договорились с регионами о транспортном обслуживании

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) с 1 июля планирует повысить плату за инфраструктуру РЖД для пригородных пассажирских компаний (ППК), которые не заключили соглашения на транспортное обслуживание с администрацией регионов, с нынешних 0,01% от тарифа до 0,25%, следует из проекта приказа службы. Такая мера нужна, чтобы стимулировать ППК и администрацию регионов заключать соглашения, поясняет представитель ФСТ.

По соглашению с ППК регионы компенсируют потери пригородным компаниям от регулирования тарифов. С 1 января для ППК уже вводилась плата за инфраструктуру РЖД в размере 0,25% от тарифа. Но эти издержки регионы компенсировать отказались. В результате в начале года пригородные компании начали массово отменять электрички.

По данным РЖД, в 2014 г. выпадающие доходы ППК составили 14,7 млрд руб., но регионы компенсировали только 8,3 млрд. На 2015 г. предусмотрены субсидии для ППК в объеме 8 млрд руб., но ППК нужно еще 13,8 млрд. Пригородное сообщение полностью прекратилось в Вологодской и Псковской областях. Проблему обсуждали на совещании у президента Владимира Путина в начале февраля. Путин тогда потребовал от вице-премьера Аркадия Дворковича вернуть электрички.

Чтобы поддержать ППК, чиновники согласились вновь снизить плату за инфраструктуру для них с 0,25 до 0,01%. А регионам – дать дополнительные 8,8 млрд руб. субсидий из федерального бюджета для компенсации затрат на пригородное сообщение. Но региональные власти называли тарифообразование на пригородные перевозки «непрозрачным» и заключали соглашения с ППК медленно.

Ранее чиновники придумали еще один способ простимулировать регионы заключать соглашения с ППК. Регионы получат деньги из бюджета на строительство автодорог только после того, как заключат соглашения с ППК на транспортное обслуживание и отчитаются об этом перед правительственной комиссией под руководством Дворковича. Такой принцип весной был зафиксирован в постановлении правительства. В этом году правительство выделит регионам на крупные проекты федерального значения и расширение пропускной способности дорожной сети 60 млрд руб.

Действия чиновников оказались эффективными. Сейчас практически со всеми регионами заключены договоры на пригородные перевозки (всего их 76), констатирует представитель РЖД.