Статья опубликована в № 3934 от 08.10.2015 под заголовком: От РЖД отцепятся локомотивы

Минэкономразвития предложило отделить локомотивы от РЖД

Добившись таким путем повышения прозрачности железнодорожной монополии
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

РЖД необходимо разделить либо операционно, введя отдельный учет инфраструктурного и локомотивного направлений, либо выделить тягу в 100%-ную «дочку» в структуре монополии, сообщил директор департамента Минэкономразвития Ярослав Мандрон. Зампред правительства Аркадий Дворкович поручал разработать новую модель развития рынка грузовых железнодорожных перевозок, предложения Дворковичу министерство должно представить к I кварталу 2016 г. В правительство ничего не вносили, комментировать пока нечего, замечает представитель Дворковича. Речи о приватизации не идет, подчеркивает Мандрон.

Минэкономразвития предлагает оставить локомотивы РЖД, но дать и частным перевозчикам доступ на отдельные маршруты – при условии полного их обслуживания, а не только прибыльных направлений.

Перспективна перевозка грузов между производственными площадками крупных промышленных клиентов, радуется представитель Первой грузовой компании, но оценить предложение в целом он не готов. Есть тупиковые маршруты, где уже работают частники, – новые игроки там конкуренции не создадут, сетует начальник управления Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Рутенберг.

Выделение юридического лица в холдинге не обязательно приведет к большей прозрачности и повышению операционной эффективности, считает руководитель практики КПМГ Алексей Романенко. Делить компанию, чтобы искать точки неэффективности, – смелая идея, скептичен Рутенберг, достаточно выделить локомотивную и инфраструктурную составляющие в тарифе, чтобы понять, кто платит.

Деньги на людей

59,7 млрд руб. заложено в проект бюджета на 2016 г. на функционирование пассажирского железнодорожного транспорта. Из них 37,1 млрд – компенсация РЖД за госрегулирование инфраструктурных тарифов в пригородном сообщении, 20,2 млрд – перевозчикам в плацкартных и общих вагонах дальнего следования, 1,1 млрд руб. – субсидии на льготы при железнодорожных перевозках учащихся

Для понимания финансовой эффективности не обязательно делить РЖД, считает Романенко. Если выделять локомотивы и запускать либерализацию рынка, возникнет, например, вопрос диспетчеризации тяги, напоминает Рутенберг: в 2012 г. РЖД уклонялась от предоставления вагонов, что привело к 30%-ному росту тарифов.

В стратегии РЖД до 2020 г. либерализация локомотивной тяги была намечена на 2015 г., это очень не нравилось прежнему президенту РЖД Владимиру Якунину, вспоминает менеджер железнодорожной компании. Идеи избавиться от локомотивов в текущей стратегии компании нет, говорит человек, близкий к РЖД.

Пресс-служба РЖД настаивает, что все предложения требуют экономических расчетов и затем широкого обсуждения. Предложения Минэкономразвития в Минтранс пока не поступили, сожалеет представитель Минтранса, но им обязательно потребуется детальная проработка и обсуждение с участием транспортных организаций и причастных министерств.

Представители «СГ-транса», Globaltrans и совета потребителей по вопросам деятельности РЖД при открытом правительстве идею Минэкономразвития прокомментировать не смогли. В проекте целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 г., представленной в сентябре Минэкономразвития, нет предложения выделить локомотивное хозяйство в «дочку», говорит человек, знакомый с документом.

«Это скорее выгодно независимым перевозчикам, думаю, это они лоббируют, чтобы конкуренция с РЖД была прозрачнее. А грузоотправителям важно, чтобы тарифы не росли», – уверяет сотрудник крупной нефтяной компании. Это может привести к повышению себестоимости коммерческих перевозчиков – за счет расходов на содержание лизингового локомотивного парка, опасается сотрудник транспортного оператора крупной добывающей компании.

В «Трансойле» в целом поддерживают разделение инфраструктурной и перевозочной деятельности, говорит представитель компании: «Но важно, чтобы были сформированы все условия для перевозчиков, работающих на рыночных принципах, главная задача – повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта».

Читать ещё
Preloader more