Статья опубликована в № 4002 от 27.01.2016 под заголовком: Не ушли от нового маневра

Правительство может ускорить завершение налогового маневра

Это может привести к росту нагрузки в 2016 году на 260 млрд рублей, считают эксперты

«Я глубоко убежден, что если обеспечить стабильность налоговой и правовой базы, если не будет этой суеты, мы пройдем кризисную ситуацию, – говорил недавно в интервью РБК президент «Лукойла» Вагит Алекперов. – В кризисный период не надо делать никаких революций, реформ или налоговых изменений». Но чиновники его не услышали.

Правительство обсуждает возможность ускорения и завершения налогового маневра в нефтяной отрасли, заявил во вторник вице-премьер Аркадий Дворкович (все цитаты по «Интерфаксу»). «Но нужно очень аккуратно провести все расчеты с участием нефтяных компаний, чтобы убедиться, что это не подорвет инвестпланы», – добавил он. Конкретных предложений по изменению пошлин и НДПИ, по его словам, пока не было. Отдельные ведомства предлагают увеличить дивидендные выплаты со стороны госкомпаний, что также можно считать увеличением налоговой нагрузки, добавил он.

В условиях падения цены на нефть и растущего дефицита бюджета аналитики и участники рынка видят риск увеличения налоговой нагрузки на отрасль. Минфин не отказался от идеи изменить формулу НДПИ, которая была озвучена, но не была реализована в 2015 г., рассказал федеральный чиновник. Тогда изменение формулы могло привести к дополнительной нагрузке в 600 млрд руб. Никаких совещаний и обсуждений на эту тему не назначалось, продолжает он.

У Минэнерго есть поручение правительства скорректировать налоговые параметры и министерство над этим работает, говорит другой федеральный чиновник, но подробностей не раскрывает. Поручение дано недавно, говорит третий чиновник. По его словам, налоговый маневр считался в условиях, которые теперь слишком изменились.

Финал маневра

Согласно условиям налогового маневра экспортная пошлина на нефть и светлые нефтепродукты в 2017 г. должна была составить 30%, на мазут и битум – 100%, на нафту – 55%, на нефтяной кокс – 6,5%. Ставка НДПИ – 919 руб., акцизы на бензины классов 4 и 5 – 5830 руб. за 1 т, дизельное топливо классов 4 и 5 – 3950 руб. за 1 т.

Представитель Минфина на вопросы не ответил. Минэкономразвития никаких предложений по изменению налогов для нефтяников не готовит, говорит представитель министерства. «Роснефть» выполнит поручения контролирующего акционера», – сказал представитель компании. Представитель «Газпром нефти» отказался от комментариев, его коллега из «Лукойла» не ответил на запрос.

Налоговый маневр считался при цене на нефть в $100/барр. и предполагал постепенное изменение налоговых ставок в течение трех лет – с 2015 по 2017 г. В этот период пошлины на нефть и светлые нефтепродукты должны были снизиться до 30%, ставки НДПИ и акцизы – вырасти (см. врез). Маневр должен был сделать бизнес средних и простых НПЗ убыточным, сохранив маржу комплексной переработки.

Если завершить маневр уже в 2016 г., это приведет к двум эффектам. Во-первых, в налоговых условиях 2017 г. при цене $30 за баррель маржа средних НПЗ (выход светлых нефтепродуктов – около 56%) будет ниже нуля, говорит главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Это связано с тем, что параметры налогового маневра определялись исходя из высоких цен на нефть, в сложившейся ситуации требуется корректировка налоговых параметров. Маржа комплексных НПЗ (выход светлых – около 70%) при этом сохранится на уровне $4 за баррель, отмечает эксперт.

Второй эффект – рост налоговой нагрузки. При цене на нефть $100/барр. налоговый маневр был сбалансирован – снижение экспортных пошлин компенсировалось ростом НДПИ. При низких ценах на нефть при прочих равных условиях налоговая нагрузка на нефтедобычу возрастает, так как платежи НДПИ будут больше, чем снижение экспортных пошлин, рассказывает Ежов. В налоговых условиях 2017 г. при цене нефти в $30/барр. НДПИ вырастает до $7,21/барр. по сравнению с $6,72/барр. в текущих налоговых условиях, а экспортная пошлина снижается с $6,1 до $5,5/барр., подсчитал аналитик UBS Максим Мошков. Таким образом, налоговая нагрузка может вырасти примерно на 20%, или на 260 млрд руб., если маневр завершится на год раньше, отмечает он.

По его мнению, рост налогов в условиях снижения цен на нефть – не лучшее решение правительства. Намного эффективнее было бы совместное заявление России и ОПЕК о том, что страны готовы отложить запуск новых проектов в добыче, говорит Мошков. По его словам, это было бы мощным сигналом для рынка. Российский бюджет при этом ничего бы не потерял – к новым проектам, как правило, применяются налоговые льготы.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать