Число туристов из Китая за последний год выросло у нас на 74%

Отечественные туроператоры зарабатывают на этом потоке, но прибыль минимальна
Китайцы едут в Россию/ А. Астахова/ Ведомости

В I квартале 2016 г. в России побывало на 74% больше туристов из Китая, чем годом ранее, сообщил вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин. За весь 2015 год Россию посетило, по данным Росстата, на 28,4% больше китайцев, чем в 2014 г. Но поскольку общая численность туристов из Китая сравнительно невелика, их доля в общем турпотоке растет пока незначительно, говорит Горин. По итогам 2015 г. на китайцев приходилось 4,2% от всех приезжих, это на 0,8 п. п. больше, чем годом ранее, следует из данных Росстата.

Общий въездной турпоток вырос в I квартале 2016 г., по словам Горина, на 16,5% год к году. За прошлый год он увеличился, по данным Росстата, на 6%. Данных по количеству туристических поездок в Россию за I квартал 2016 г. Росстат пока не публиковал. Ожидания АТОР на 2016 г. – рост на 15–20%. Представитель Ростуризма также ожидает роста, но не уточняет, на сколько.

Въездной турпоток из Китая, подкрепленный соглашением о безвизовых групповых поездках в Россию (группами по 5–50 человек на срок до 15 суток), увеличился в I квартале 2016 г. к аналогичному периоду 2015 г. на 47% до 35 000 прибытий, сообщила на прошлой неделе ассоциация «Мир без границ» (ее члены – туроператоры, отели и др.). А в прошлом году число китайских туристов, воспользовавшихся этим каналом, выросло, по данным ассоциации, на 87% до 537 381 человека.

Китайцы традиционно посещают Москву, Петербург, города Золотого кольца, приграничные территории, перечисляет Горин. Лидером по числу прибытий в I квартале осталась Москва (14 000 безвизовых поездок, +45% к аналогичному периоду 2015 г.), на втором месте – Приморский край (почти 10 000 поездок, +82%), популярны также Амурская область, Байкал (здесь турпоток вырос в 6,2 раза), следует из данных ассоциации «Мир без границ».

В салонах «Евросети» и в 2015 г., и в 2016 г. стало заметно больше иностранных посетителей, в том числе из Китая, говорит ее исполнительный вице-президент Виктор Луканин. Увеличение числа туристов из Китая он отмечает в салонах на Дальнем Востоке и в Московском регионе. Луканин объясняет это курсовой разницей, делающей выгодным приобретение товаров в России. В ЦУМе в I квартале 2016 г. доля китайских клиентов в выручке увеличилась год к году на 15%, то же самое просматривается и во II квартале, а по Дому ленинградской торговли (ДЛТ) доля китайцев еще выше, рассказывает представитель ЦУМа. В 2015 г. вклад китайцев в выручку ЦУМа составлял всего 4,5%, а в выручку ДЛТ – 12%, уточнил он. В перспективе двух-трех лет их долю планируется довести до 20 и 30% соответственно, добавляет представитель торгового дома.

Спрос на Россию растет среди жителей не только Китая, но и Кореи, Ирана, Испании, перечисляет Горин. У турфирмы «Страна туризма» спрос со стороны жителей других стран вырос в I квартале 2016 г. год к году на 10%, говорит ее представитель. Прежде, по его словам, компания предлагала туры туристам в основном из Европы и по итогам 2015 г. наблюдала небольшой спад спроса, а с 2016 г. стала работать и с туристами из стран Азии. В турагентстве «Нордик трэвел» (Петербург) спрос остался на уровне 2015 г., говорит его гендиректор Любовь Софян. Туристы из Японии не проводят в одной стране больше 3–4 дней, к тому же они боятся терактов; слабый спрос на Россию и со стороны скандинавских стран, США, Германии, Канады, перечисляет она. Но компанию второй год подряд спасают морские круизы, операторы которых снизили цены, так что теперь их покупают, например, туристы из стран Латинской Америки. Заработать на китайских туристах можно благодаря объему, но прибыль здесь минимальна и это другой уровень («Нордик трэвел» работает с VIP-клиентами), указывает Софян.

Количество туроператоров в сфере международного выездного туризма с января 2014 г. по май 2016 г. сократилось в 3,5 раза до 562 компаний, а в сфере внутреннего и въездного – выросло на 32% до 3494 фирм, следует из данных, предоставленных Ростуризмом.