«Транснефть» хочет увеличить долю в Новороссийском морском торговом порту

Монополия изучает возможность обменять станцию в порту Козьмино на 5% акций НМТП
Станция Грузовая в порту Козьмино/ Владимир Саяпин/ ТАСС

«Транснефть» намерена избавиться от объектов дальневосточной железнодорожной станции Грузовая. Это объекты, расположенные в порту Козьмино, который ранее использовался для выгрузки цистерн в конечной точке трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан. Но после окончания строительства отгрузка нефти по железной дороге сильно снизилась. «Не готовы пока говорить, кому продать. Есть интерес у РЖД, есть интерес у других компаний, которые в этом порту планируют работать и расширяться», – рассказал президент «Транснефти» Николай Токарев (цитата по «Интерфаксу»).

По словам Токарева, изучается возможность обмена станции на 5% акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП), которые принадлежат РЖД. «Росимущество нам такое предложение делало, тоже смотрим», – сказал Токарев (цитата по «Интерфаксу»). Если РЖД согласится, доля «Транснефти» в НМТП может вырасти до 40,8%. Пакетом НМТП владеет учрежденный РЖД НПФ «Благосостояние». Получить комментарии его представителя не удалось. Источник, близкий к фонду, говорит, что «Благосостояние» не получало такого предложения от «Транснефти». Представитель РЖД от комментариев отказался. Но ранее президент монополии Олег Белозеров, напротив, говорил, что РЖД готова участвовать в капиталах портов и других видов транспорта, развивать новые сервисы, чтобы привлечь больше грузов.

НМТП

Стивидорная компания
Владельцы: Novoport Holding (50,1%, паритетное СП «Транснефти» и «Суммы»), Росимущество (20%), «Транснефть» (10,75%), РЖД (5%).
Капитализация – 70,3 млрд руб.
Выручка (МСФО, 2015 г.) – $877,2 млн.
Чистый убыток – $84,2 млн.

5% акций НМТП на Московской бирже стоят около 3,5 млрд руб. Инвестиции в создание станции Грузовая превышали 6 млрд руб., говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но использование инфраструктуры потребует инвестиций для перепрофилирования под терминал для генеральных грузов. Одновременно с обменом нужно искать инвесторов, которые выступили бы конечными покупателями железнодорожной инфраструктуры и проинвестировали бы ее переоборудование, рассуждает эксперт. Иначе инфраструктура может надолго зависнуть на балансе РЖД, требуя расходов на содержание, отмечает он.

В мае «Транснефть» разместила тендер на оценку имущества станции Грузовая. Источник, близкий к «Транснефти», говорит, что РЖД станция интересна для развития порта Восточный. Интересовалась покупкой одна из компаний, работающих в Восточном, добавляет собеседник. «Сумма», которая строит в Восточном угольный терминал, не ведет переговоры с «Транснефтью» о покупке железнодорожных объектов, сообщил ее представитель.