Британский регулятор подозревает Airbus в коррупции

Начато уголовное расследование из-за сотрудничества авиапроизводителя со сторонними консультантами
Из-за нарушений с Airbus перестали сотрудничать агенства экспортного кредитования Великобритании, Германии и Франции/ М. Стулов/ Ведомости

Однако, по словам топ-менеджеров из авиакосмической индустрии, на которых ссылается Financial Times, в ряде стран вести бизнес без посредников по-прежнему сложно. SFO с 2012 г. также ведет расследование в отношении производителя авиадвигателей Rolls-Royce по подозрению в коррупции при заключении сделок в странах Азии и Южной Америки. Развивающиеся страны стали основным двигателем роста бизнеса для ведущих авиапроизводителей. Однако там государство зачастую является собственником авиаперевозчиков. Открытие местного офиса может занять немало времени, поэтому производителям нередко легче вести переговоры через местных посредников.

Британские регуляторы начали уголовное расследование в отношении Airbus по подозрению в коррупции. Оно касается использования компанией сторонних консультантов для заключения сделок.

Агентство по борьбе с крупным мошенничеством (SFO) «проинформировало Airbus Group, что инициировало уголовное расследование по подозрению в мошенничестве, взяточничестве и коррупции в подразделении гражданского самолетостроения», сообщила компания в воскресенье поздно вечером. Регулятор анализирует возможные «нарушения, касающиеся деятельности сторонних консультантов», говорится в заявлении Airbus.

SFO обнародовало заявление с аналогичной формулировкой. Обе стороны не представили никаких подробностей относительно расследуемых нарушений и того, о каких консультантах идет речь. Однако антикоррупционное законодательство Великобритании и США уже давно ставит целью устранение посредников, незаконные платежи которым нередко оформляются как выплаты за консультационные услуги. В обеих странах соответствующие законы требуют от компаний досконально проверять деятельность посредников, если приходится привлекать их для заключения сделок в других странах от лица компании. Многие производители в последние годы радикально сократили количество агентов, с которыми сотрудничали с целью получения заказов.

Работа с ними не запрещена, однако западные компании должны раскрывать своим регуляторам информацию о работе через них. Между тем, Airbus в апреле сообщила, что SFO анализирует ее деятельность, поскольку она не предоставила такую информацию по сделкам, по которым просила госгарантии у британского государственного агентства экспортного финансирования. Нарушения компания выявила в ходе внутренней проверки и сообщила о них SFO.

Агентство, UK Export Finance (UKEF), а также аналогичные ведомства в Германии и Франции после этого прекратили предоставлять кредиты на экспорт продукции Airbus. В прошлом году такое финансирование использовалось в 6% поставок Airbus. В конце июля Airbus сообщила, что договорилась с UKEF вести переговоры с целью возобновить кредитование к концу года. Однако представитель агентства сказал в понедельник FT: «UKEF продолжает тесно сотрудничать с Airbus и агентствами экспортного финансирования Франции и Германии, чтобы понять масштаб происходящего и получить заверения относительно выполнения требований при работе с зарубежными агентами».

Новость об уголовном расследовании «шокировала, потому до сих пор это событие представлялось как не слишком значимое», приводит Bloomberg слова из отчета Кеплера Шевре, аналитика Christophe Menard: «Дело может оказаться куда серьезнее, чем предполагалось».

Акции Airbus Group в понедельник упали с самого утра и снизились к концу торгов на 1,3%.