Bosch und Siemens Hausgeraete увеличила экспорт холодильников и стиральных машин из России на 47%

Петербургские заводы компании загружены на 90%
Bosch und Siemens Haus­geraete (BSH) увеличила экспорт холодильников и стиральных машин из России на 47%/ Е. Егоров/ Ведомости

Объем производства на заводах «БСХ Россия», российской «дочки» немецкой группы Bosch und Siemens Hausgeraete, в Петербурге вырос в 2016 г. на 16%, заявил руководитель производственного комплекса БСХ Хакан Мандалы. Два завода в Петербурге выпускают холодильники и стиральные машины под марками Bosch и Siemens. Совокупная мощность заводов – 1 млн единиц техники в год, в ближайшие годы она вырастет до 1,2 млн, говорит Мандалы.

«БСХ Россия» экспортирует продукцию с 2013 г. В 2016 г. экспорт вырос на 47% до 200 000 единиц, говорится в материалах компании. Доля стран Европы (включая Францию и Германию) в экспорте составляет 40%, стран СНГ – около 60%, незначительные объемы идут в Гонконг, говорит Мандалы. По его словам, доля экспорта в общем объеме производства в прошлом году составила 22%. Следовательно, завод выпустил в 2016 г. более 900 000 единиц техники. Эти расчеты подтвердил человек, знакомый с производственными показателями БСХ. Компания планирует наращивать экспорт, концентрируясь на странах, где уже присутствует, объясняет Мандалы.

Суммарный объем инвестиций в производство в Петербурге на конец 2015 г. составил 160 млн евро. В 2016 г. объем инвестиций вырос более чем в 2 раза, сообщила компания. Мандалы не называет сумму инвестиций в 2016 г., уточняя, что ее хватило бы на создание нового производства. Локализация на БСХ составляет 24%, к 2020 г. компания планирует увеличить ее до 45%. В 2016 г. компания купила активы поставщика пластиковых деталей «Технопласт» и начала строить два лакокрасочных цеха, которые будут запущены в этом году. Это позволит использовать российскую сталь вместо окрашенной импортной. После открытия лакокрасочного цеха 100% стали (кроме нержавейки) будет поступать из России, говорит Мандалы.

Доля рынка

Доля группы BSH на российском рынке бытовой техники в категории «холодильники с нижней морозильной камерой» (выпускаются на петербургском заводе) составила 17% в денежном выражении, говорит представитель БСХ, ссылаясь на данные GfK за март 2017 г. Бурмистров оценивает долю БСХ на рынке стиральных машин примерно в 13,5%, на рынке холодильников – 10,5%.

Объем рынка холодильников в 2016 г. превысил 2,4 млн единиц (70 млрд руб.), стиральных машин – 2,7 млн единиц (60 млрд руб.), говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. По его словам, резкое сокращение продаж по сравнению с 2014 г. (когда они составляли 3,7 млн и 4 млн единиц соответственно) сформировало профицит мощностей в России. Российские предприятия относительно новые, в сочетании с девальвацией рубля и снижением реальной зарплаты персонала это дает значительный потенциал для экспорта, считает эксперт.

Рынок крупной бытовой техники вырос в 2016 г. на 7% в денежном выражении, говорит Антон Гуськов, директор по связям с общественностью РАТЭК. Рост мог бы быть выше, но повлияла стагнация на строительном рынке: когда люди переезжают в новую квартиру, они обычно меняют технику, добавляет он. Замена крупной бытовой техники происходит каждые 5–7 лет и новая волна приходится именно на 2016–2017 гг., уточняет он. Около 85% всей продаваемой крупной бытовой техники в России производится в стране, говорит Гуськов.

В I квартале 2017 г. рынок холодильников вырос на несколько процентов в количественном выражении, но упал на пару процентов в денежном, так как цена холодильника в среднем снизилась на 2000 руб., объясняет представитель БСХ. Компания ожидает что в 2017 г. рынок холодильников вырастет на несколько процентов.