«Дочка» «ВИМ-авиа» может продолжить полеты вместо материнской компании

У разорившейся авиакомпании обнаружилась структура, которая может выполнять полеты
«Дочка» «ВИМ-авиа» может продолжить полеты вместо материнской компании/ Е. Егоров/ Ведомости

У владельца «ВИМ-авиа» Рашида Мурсекаева есть еще один сертификат эксплуатанта, рассказал топ-менеджер российской авиакомпании, знающий об этом от профильных чиновников. «ВИМ-авиа», по данным «СПАРК-Интерфакса», владеет 100% акций «Аэропорта Братск» (Иркутская обл., резервный аэродром для Иркутска). В составе «АэроБратска», как и нескольких других небольших аэропортов (Саранск, Оренбург), с советских времен сохранился авиаотряд и есть сертификат эксплуатанта. По данным Росавиации, в нем два вертолета Ми-8 и два самолета Як-40.

Человек, близкий к руководству «ВИМ-авиа», подтвердил, что работа через «АэроБратск» – один из вариантов продолжения деятельности авиакомпании, но рассматривается и дальнейшая работа самой «ВИМ-авиа». У «АэроБратска» устойчивое финансовое положение (основные поступления получает от аэропортовой деятельности, в первом полугодии обслужил 51 000 человек), обсуждается, что он возьмет в лизинг 8–10 самолетов, арендуемых сейчас «ВИМ-авиа» (всего в ее парке 22 лайнера), и наймет часть ее персонала, продолжает собеседник. «АэроБратск» в 2016 г. имел 75 млн руб. чистой прибыли при выручке 900 млн руб., в первом полугодии 2017 г. чистая прибыль была 1,6 млн руб., долг на конец июня – 121 млн руб. (данные «СПАРК-Интерфакса»). «Верится с трудом. Чтобы взять в лизинг широкофюзеляжные суда, «АэроБратску» потребуется дополнительное внешнее финансирование, а чтобы платить зарплаты и [осуществлять] лизинговые платежи, необходимы активные продажи емкостей. Высокий сезон начнется только в мае, а туроператоры предпочтут найти авиакомпании с неиспорченной репутацией», – скептичен профессор ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд.

Нужна и поддержка Росавиации: она должна разрешить «АэроБратску» освоить новый тип судна, согласовать долгосрочный бизнес-план для каждого нового типа, объясняет человек, близкий к Минтрансу. Это было бы скандалом, считает топ-менеджер российской авиакомпании: «Как можно позволить им работать с чистого листа после того, как вся отрасль решала проблемы «ВИМ-авиа»?»

При любом варианте у проекта сменится собственник, уверяет человек, близкий к руководству «ВИМ-авиа»: инвестору будет предложена или сама авиакомпания, или акции «АэроБратска» – они заложены банку «Зенит» и его предварительное согласие на продажу получено, продолжает собеседник. «Зенит» – крупнейший кредитор «ВИМ-авиа» (долг – 3 млрд руб.), всего она должна банкам 6,5 млрд руб. «Мы ведем диалог с кредиторами компании и госорганами касательно дальнейшей судьбы авиакомпании. Конкретное решение еще не выработано», – ответил представитель банка.

Владельцы «ВИМ-авиа» – супруги Рашид и Светлана Мурсекаевы – 27 сентября уехали из России. Они могут стать фигурантами уголовного дела, которое Следственный комитет (СКР) возбудил во вторник по факту преднамеренного банкротства «ВИМ-авиа» (ст. 196 Уголовного кодекса). Руководители и собственники «ВИМ-авиа» заключали в 2016 и 2017 гг. явно невыгодные для нее сделки, направленные на вывод активов за рубеж в пользу аффилированных организаций, сообщил СКР. Для обмана кредиторов и регулятора гендиректор (им в это время был и пока остается Александр Кочнев) и собственник поручили бухгалтерии исказить показатели отчетности и скрыть высокую кредиторскую задолженность, отмечает СКР. У «ВИМ-авиа» нет средств на полеты, она совершает только единичные рейсы (финансируется из роялти «Аэрофлота»), но банкротом она пока не стала. «Уголовное дело по ст. 196 Уголовного кодекса возбуждается при наличии в заключении арбитражного управляющего данных о признаках преднамеренности банкротства. Следствию будет достаточно сложно доказать вину – практики по подобным делам очень мало», – отмечает руководитель уголовной практики BMS Law Firm Тимур Хутов.

Претендент

Вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что есть три претендента на «ВИМ-авиа». РБК со ссылкой на источник в правительстве сообщал, что купить ее хочет бывший управляющий фонда TPG Aurora Борис Карлов. В 2000-е гг. Карлов планировал создать в России лоукостер, но проект не был запущен.

«Прекращения деятельности не хочет никто: ни коллектив, ни кредиторы, ни лизингодатели. Необходимо принципиальное решение Росавиации не аннулировать сертификат эксплуатанта или позволить работать «АэроБратску», – говорит человек, близкий к руководству «ВИМ-авиа».

«Решение о судьбе «ВИМ-авиа» зависит прежде всего от наличия инвесторов», – говорит представитель Минтранса (см. врез). Проверка в «ВИМ-авиа», после которой будет принято решение о сертификате, еще не завершена, говорит представитель Росавиации. «АэроБратск» не обращался за внесением изменений в свой сертификат, добавил он.