«Трансаэро» до сих пор создает проблемы «ВЭБ-лизингу»

Компания скоро начнет получать заказанные под перевозчика 42 самолета, но не может найти им новых хозяев
Команде председателя ВЭБа Сергея Горькова (на фото слева) приходится разбираться с наследством его предшественника Владимира Дмитриева (справа) / Евгений Разумный / Ведомости

Для последующей поставки «Трансаэро» «ВЭБ-лизинг» несколько лет назад заключил твердые контракты на покупку 22 самолетов Boeing 737 MAX и 20 Airbus 320 neo. Но сейчас не может найти клиентов для этих самолетов. Об этом «Ведомостям» рассказали топ-менеджеры трех лизинговых компаний и двух авиакомпаний. Эти заказы «ВЭБ-лизинг» делал до падения в 2014 г. цен на нефть, когда авиационная отрасль в России еще росла, утверждают два собеседника «Ведомостей». «Трансаэро» разорилась и прекратила полеты в октябре 2015 г.

Согласно контракту «ВЭБ-лизинг» получит первые два B737 MAX в конце 2018 г., переносов сроков поставок не планируется, рассказала представитель Boeing Елена Александрова. Представитель Airbus сроки поставок не комментирует. Сам «ВЭБ-лизинг» прошлым летом сообщал, что первые А320 neo придут в 2019 г.

A320 neo и B737 MAX – новейшие ремоторизированные модели среднемагистральных судов, их топливная эффективность примерно на 15% выше, чем у предыдущих моделей – А320 сео и В737 Next Generation. Поставки судов авиакомпаниям начались соответственно в 2016 и 2017 гг. В России только крупнейший частный игрок S7 эксплуатирует А320 neo (пока четыре в парке), она же первой получит в этом году В737 МАХ.

За все 42 самолета внесена предоплата, отказ «ВЭБ-лизинга» от судов приведет к ее потере, говорят два собеседника «Ведомостей». Предоплата составляет минимум 10% от цены покупки, но может достигать и 15–20%, отмечают топ-менеджеры двух лизинговых компаний и авиакомпании. Рыночная цена (половина от каталожной) одного А320 neo составляет примерно $56 млн, одного В737 МАХ – $58,5 млн. Получается, общая сумма сделки могла составить примерно $2,4 млрд, а «ВЭБ-лизинг» уже мог внести около $240 млн предоплаты. Также производители скорее всего потребовали бы возместить потери, которые они понесут при перепродаже самолетов, говорит топ-менеджер лизинговой компании.

Но «ВЭБ-лизинг» законтрактовал суда выше рыночной цены, утверждают топ-менеджеры трех лизинговых компаний и топ-менеджер авиакомпании, – в этом, по их словам, и заключается главная проблема покупателя. Два собеседника знают это от менеджеров «ВЭБ-лизинга». Когда ушла «Трансаэро» и эти самолеты вышли на рынок, их цена стала известна всем, поясняет один из них.

Представитель «ВЭБ-лизинга» отказался от комментариев.

Весной 2016 г. стало известно, что гендиректор «ВЭБ-лизинга» Вячеслав Соловьев перестал появляться на работе, позже стало известно, что он уехал из страны. В 2016–2017 гг. ВЭБ собирал новую команду для лизинговой «дочки» прежде всего для того, чтобы минимизировать потери от этих контрактов, ремаркетировать эти суда: убытки от остановки «Трансаэро» к тому моменту уже были отфиксированы, рассказал топ-менеджер лизинговой компании.

«Аэрофлот» в феврале подписал контракт с лизинговой компанией «Ростеха» на получение 50 российских среднемагистральных МС-21, которые должны стать конкурентами A320 neo и B737 MAX. S7 заказала большую партию А320/321 neo у иностранных лизинговых компаний. Utair и «Уральским авиалиниям» «ВЭБ-лизинг» эти суда не предлагал, говорят менеджеры этих компаний.

Представители «Аэрофлота» и S7 на запросы «Ведомостей» не ответили.

«Российский рынок невелик, спроса не хватит на такой объем. На иностранных рынках «ВЭБ-лизинг» не сможет конкурировать за крупные заказы с иностранными лизинговыми компаниями, которые смогут предложить более конкурентные ставки. Придется поставлять по нескольку самолетов большому количеству авиакомпаний – на это уйдет много времени», – говорит аналитик Fitch Руслан Булатов. Поставить суда на международные рынки будет сложно, так как конкуренция со стороны иностранных лизинговых компаний очень высока, они имеют более дешевое финансирование и скорее всего смогут предложить более выгодные ставки, добавляет он.

Российские авиакомпании вполне способны проглотить такой объем новых эффективных машин в среднесрочной перспективе, вопрос только в условиях ВЭБа, говорит эксперт авиационной практики Bain & Company Михаил Ворожейкин.

«Какой-то спрос на эти самолеты определенно будет, но определяющим будет вопрос цены, – говорит аналитик АКРА Александр Гущин. – С 2017 г. рентабельность авиаперевозчиков ощутимо снижается, что заставляет компании более жестко контролировать свои расходы».

«В ближайшие 4–5 лет российским авиакомпаниям потребуется не одна сотня новых самолетов размерностью от 100 до 220 кресел. 40 новейших самолетов можно было бы раскидать как среди российских авиакомпаний, так и на международном рынке, если лизингодатель способен предлагать реально конкурентные условия», – отмечает директор компании Horizon BizJet Сергей Колтович.

При отказе от контракта или приходе судов без лизингополучателей потери «ВЭБ-лизинга» были бы максимальными. Лучше пойти на уступку авиакомпаниям и снизить лизинговые платежи, говорит топ-менеджер лизинговой компании.