Статья опубликована в № 4532 от 23.03.2018 под заголовком: Налоговики зашли в порт

Налоговики предъявили претензии к крупнейшему порту России

НМТП не уплатил почти 10 млрд рублей налогов и пеней, показала проверка
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Выездная налоговая проверка длилась в Новороссийском морском торговом порту (НМТП) 15,5 месяца, завершилась 28 декабря прошлого года. По ее итогам проверяющие пришли к выводу, что НМТП в 2014–2015 гг. нарушил налоговое законодательство и недоплатил налогов на 6,95 млрд руб. Об этом говорится в опубликованном в четверг бухгалтерском отчете НМТП по РСБУ за 2017 г. В акте налоговой проверки указано, что порт также должен заплатить 2,47 млрд руб. пеней.

В отчете не уточняется, по каким налогам возникли претензии у Федеральной налоговой службы (ФНС). Проверяющие переклассифицировали обязательства НМТП, возникшие в предыдущие проверенные налоговыми органами периоды, говорится в отчете. Там уточняется только, что порт готовит возражения на выводы проверяющих, рассмотрение материалов выездной проверки с учетом позиции порта назначено на 12 апреля. Исход рассмотрения оценить затруднительно, оговаривается порт. Представители НМТП и ФНС не ответили на запросы «Ведомостей».

НМТП – крупнейший порт России. В 2017 г. порт (головная компания без учета «дочек») заплатил 1,75 млрд руб., 1,5 млрд руб. пришлось на налог на прибыль, остальное – на НДС и прочие налоги. В 2014–2015 гг. вся группа заплатила 6,7 млрд руб. налогов, из них 6,1 млрд руб. – налог на прибыль (данных по платежам только головной компании нет).

НМТП на 10,5% принадлежит «Транснефть-сервису» (структура «Транснефти»), контрольный пакет – 50,1% – у кипрской компании Novoport Holding, которая на паритетной основе принадлежит «Транснефти» и группе «Сумма» Зиявудина Магомедова. Последний договорился о продаже своей доли «Транснефти» (сделка не закрыта). Еще 20% – у Росимущества.

Сумма претензий существенна для НМТП, это примерно 70% свободного денежного потока группы за девять месяцев 2017 г. ($237 млн, или 13,5 млрд руб. по курсу ЦБ), говорит аналитик «Уралсиба» Денис Ворчик. По его словам, развитие событий будет сказываться на котировках НМТП, а также может повлиять на ожидаемую сделку по продаже доли «Суммы» в порту.

Многие услуги в портах освобождаются от НДС, поэтому речь может идти о доначислении по налогу на прибыль, рассуждает руководитель налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе: «Возможно, налоговая усмотрела получение необоснованной выгоды в связи с оказанием услуг недобросовестными контрагентами или занижением выручки при оказании услуг подконтрольными организациями».

Претензии могли быть предъявлены из-за неуплаты или необоснованного возврата НДС, считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.

Жарский и руководитель юридического департамента Heads Consulting Диана Маклозян удивлены размером пеней: «За это время могли набежать пени не больше 18–19% от доначисленного налога, а не 35% – возможно, НМТП имел в виду не только пени, но и штрафы».

В последние годы судебная практика складывается в пользу налоговых органов: кроме необходимости наполнять бюджет это также связано с улучшением качества работы ФНС, продолжает Маклозян. «В этом споре будет иметь значение качество доказательств. Если налоговая подошла к доказательствам формально, то начисления могут быть признаны незаконными. Но в последнее время суды все чаще встают на сторону налоговой», – говорит Капианидзе.

В прошлом году претензии к НМТП были у ФАС. В апреле 2017 г. служба оштрафовала порт на 9,7 млрд руб. за поддержание монопольно высоких цен, но НМТП доказал в арбитражных судах незаконность штрафа; последний (третий по счету) процесс в кассационной инстанции он выиграл в феврале этого года.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more