UC Rusal перестала быть спонсором сочинского этапа «Формулы-1»

Возможно, компании пришлось отказаться от этого статуса из-за последствий санкций
UC Rusal перестала быть спонсором сочинского этапа «Формулы-1»/ Александр Демьянчук / ТАСС

У сочинского этапа «Формулы-1» стало на один спонсорский контракт меньше. Производитель алюминия UC Rusal Олега Дерипаски больше не будет спонсировать «Сочи автодром», рассказал «Ведомостям» представитель металлургической компании. «Спонсорский контракт [заключенный] сроком на один год истек, было решено его не продлевать», – уточнили в пресс-службе UC Rusal. Это подтвердил представитель организатора сочинского этапа «Формулы-1» АНО «Росгонки». От других комментариев представители обеих сторон отказались.

В России соревнование проходит с 2014 г. В этом году «Формула-1 ВТБ гран-при» пройдет на «Сочи автодроме» с 27 по 30 сентября. Титульный спонсор гонок – ВТБ. Размер взноса «Сочи автодрома» в проведение гонки в 2014 г. был $60 млн, писали ранее «Известия», в следующие годы платеж российской стороны увеличивался на определенный процент, прописанный в контракте. C 2017 г. взнос полностью оплачивают спонсоры соревнования.

С компаниями-спонсорами заключаются разные контракты, рассказывал ранее промоутер российского этапа «Формулы-1» Сергей Воробьев. Некоторые являются спонсорами «Формулы-1» и владеют маркетинговыми правами (например, ВТБ и «Лукойл»). Часть инвесторов – круглогодичные партнеры «Сочи автодрома», и их баннеры можно видеть и на других соревнованиях.

UC Rusal была спонсором сочинских гонок с 2015 г. Три года подряд компания заключала договоры сроком на год. UC Rusal интересовало такое сотрудничество, поскольку алюминий используется при изготовлении болидов для облегчения части деталей, так как это самый легкий металл, а сплавы из него могут придать продукции практически любые характеристики, говорил представитель компании. Баннеры с логотипом UC Rusal были расположены на входе в олимпийский парк, а также на самом автодроме, в том числе на трибунах.

Вряд ли спонсорство сочинских гонок было выгодно для UC Rusal, считает руководитель коммерческой службы автодрома ADM-Raceway (автодром «Мячково») Эльдар Марченко, такие проекты совсем не прибыльные. В 2017 г. у автоспорта пиковая доля телеаудитории 4+ была 0,6%, продолжает эксперт, для сравнения: доля РПЛ – около 3%. Гонки – это нишевый вид спорта, указывает Марченко.

Речь не о материальной выгоде, парирует близкий к организаторам соревнований человек. «Формула-1» – это в первую очередь место, где собирается вся бизнес- и политическая элита, рассказывает он. У спонсоров есть возможности приглашать партнеров на соревнования, в ложу или на отдельные места – зависит от пакета спонсорства, знает человек, знакомый с условиями спонсорских контрактов. В ходе соревнований можно обговорить все будущие и потенциальные сделки в неформальной обстановке, добавляет близкий к организаторам соревнований человек. Гонки изначально были спортом для богатых людей, а теперь стали и площадкой переговоров, отмечает он.

К тому же такие, как с UC Rusal, спонсорские контракты стоят недорого, до $1 млн, рассказывают два человека, знакомых с условиями подобных контрактов.

Возможно, дело в санкциях США, под которые компания попала 6 апреля, отмечает партнер консалтинговой компании Urus Advisory Алексей Панин. Американским резидентам запрещено вести бизнес с подсанкционными компаниями, а также владеть их ценными бумагами. На нерезидентов США запрет не распространяется, но они сами могут попасть под санкции за существенные сделки с такими компаниями. В результате продажи UC Rusal сильно упали, констатирует Панин. Так, в апреле – июне 2018 г. продажи алюминия упали по сравнению с I кварталом на 18,9% до 783 000 т. Это также меньше на 21,9%, чем было во II квартале 2017 г. Выручка за II квартал 2018 г. составила $2,25 млрд, что также меньше на 17,9% показателя прошлого квартала и на 8,7% – II квартала 2017 г.