«М.видео» определилась с будущим самых крупных магазинов Media Markt

На их месте появятся парные магазины «М.видео» и «Эльдорадо»
Магазины Media Markt, возможно, были просто слишком большими для российского рынка/ Максим Стулов / Ведомости

Крупнейший российский продавец бытовой техники и электроники, группа «М.видео», принадлежащая группе «Сафмар» Микаила Гуцериева, откроет в некоторых бывших помещениях сети Media Markt по два магазина сразу – под брендами и «Эльдорадо», и «М.видео» (оба бренда принадлежат группе «М.видео»). Об этом сообщила представительница группы «М.видео» Валерия Андреева.

«М.видео» рассчитывает завершить покупку российского бизнеса Media Markt у немецкой Ceconomy в начале сентября, рассказал главный исполнительный директор российской компании Энрике Фернандес, взамен немецкая компания получит 15% в группе «М.видео». Общая сумма сделки составит $470 млн, сообщал председатель совета директоров «М.видео» Саид Гуцериев.

После закрытия сделки «М.видео» получит 42 магазина Media Markt. На их месте может открыться около 60 магазинов, говорит Андреева, – под брендами «М.видео» и «Эльдорадо». Но размеры магазинов Media Markt – от 3000 до 5500 кв. м. На месте некоторых таких точек можно открыть два магазина стандартных для группы «М.видео» размеров, рассказывает она: «М.видео» займет около 1600 кв. м и «Эльдорадо» – около 1400 кв. м. Где именно и сколько группа может открыть подобных парных торговых точек, Андреева отказалась обсуждать до закрытия сделки. Консультанты рынка недвижимости затруднились сделать предположения, какие именно магазины Media Markt можно было бы заменить двумя магазинами разных брендов.

В группе «М.видео» считают, что только выиграют от открытия парных точек. «У нас есть 6–7 локаций, где магазины «М.видео» и «Эльдорадо» расположены рядом, стена к стене, – рассказывал Фернандес «Интерфаксу». – Везде показатели обоих брендов растут, причем рост выше, чем у магазинов, расположенных в тех же городах, но далеко друг от друга». «М.видео», объяснял исполнительный директор, сосредоточен на более дорогих товарах, а «Эльдорадо» – на товарах для повседневных нужд. 20–30% ассортимента каждой из сетей будут иными – за счет эксклюзивных предложений. В расположенных рядом магазинах заходящие люди чаще делают покупки, утверждает Фернандес: «Да, покупатель приобретет только одну стиральную машину, но вероятность, что он сделает это в «М.видео» либо в «Эльдорадо», [а не в магазине другой сети], намного больше, если магазины расположены рядом».

В определенной степени это вынужденное решение и вряд ли долгосрочное, полагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: по действующим договорам «М.видео» не может сразу освободить лишние площади. Решение открывать там «М.видео» и «Эльдорадо» позволит узнать, который из двух брендов в конкретном месте будет работать эффективнее, чтобы потом, например, закрыть магазин второго бренда, когда будет возможность пересмотреть договор аренды, рассуждает Бурмистров.

Приоритетом группы «М.видео» может быть продвижение бренда «Эльдорадо», который пока уступает по показателям бренду «М.видео», делится предположением исполнительный директор департамента торговой недвижимости Colliers International Дина Постоленко: «Но группа [«М.видео»] не может развивать только его, так как рискует потерять покупателя». Сейчас, в 2018 г., это разумный эксперимент, который может оказаться и успешным, подхватывает Бурмистров: «Но в будущем по мере развития онлайн-продаж и просто конкуренции со стороны интернет-ритейла, скорее всего, такие парные магазины будут закрываться».

Арендодателю на сегодняшнем рынке ничего не остается, как согласовать такое разделение площадей на два магазина, констатирует Постоленко. Обычно помещения под бытовую технику и электронику в торговых центрах – это крупные площадки на высоких этажах или в зонах, куда нужно привести покупательский поток, рассказывает она: там формируется зона арендаторов с сопутствующими товарами. И альтернатив у торгового центра для заполнения освободившейся площади не так много, уверена Постоленко.

На российском рынке есть пример, когда после слияния двух розничных сетей потребительской электроники компания получила два похожих бренда: в мае 2018 г. «Мегафон» (владелец «Евросети») и группа SLV (контролирующий акционер «Связного») завершили объединение «Связного» и «Евросети». По условиям сделки бренд «Евросеть» будет существовать еще год. «В течение этого времени магазины сети будут ребрендированы в новый сильный инновационный бренд. Какой это будет бренд – пока мы думаем над этим», – говорит гендиректор объединенной компании Александр Малис.