Российские власти собираются осложнить поставки Boeing и Airbus в Россию

Таким образом они хотят защитить от конкуренции отечественный МС-21
Российские МС-21 из лидеров рынка заказал только «Аэрофлот»/ Марина Лысцева / Иркут

Президент России Владимир Путин поручил правительству определиться, стоит ли продлевать после 2019 г. льготный режим временного ввоза среднемагистральных реактивных судов. Поручение со сроком исполнения 15 апреля опубликовано на сайте Кремля.

Льготный режим позволяет авиакомпаниям беспошлинно ввозить иностранные самолеты и также не платить с них НДС. Пошлина составляет 7,5–15,7% от стоимости судна. С нового года ставка НДС составит 20% вместо нынешних 18%. Решение по пошлинам будет принимать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), куда помимо России входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.

В 2020 г. должны начаться поставки российского среднемагистрального лайнера МС-21, главными конкурентами которого как раз являются самые массовые суда мировой и российской авиации – самолеты семейств Boeing 737 и Airbus 320/321. Парк таких самолетов в России насчитывает около 600 судов, оценивает аналитик АКРА Александр Гущин. Это чуть менее половины всех активно эксплуатируемых в России самолетов, отмечает он.

Минпромторг хотел отменить льготный режим для этих судов уже с 2017 г., но Минтранс выступил против. В итоге министерства договорились продлить режим до конца 2019 г. ЕЭК с этим предложением согласилась. Но со следующего года льгота не будет распространяться на ввозимые суда старше 12 лет.

Пошлина на возрастные суда лидеров рынка не затронет: группа «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» и Utair пополняют флот только новыми самолетами. Но с 2020 г. их расходы могут серьезно вырасти. Новый В737 или А320 стоит примерно $50 млн. И хотя авиакомпании берут суда в лизинг, именно они ввозят суда и должны платить пошлину. Необходимо соблюсти интересы как наших основных авиаперевозчиков, так и авиапроизводителей, говорит представитель Минпромторга. По его словам, общая позиция правительства будет выработана совместно с Минтрансом, Минэкономразвития, Минфином, ЕЭК, а также основными российскими авиаперевозчиками и авиапроизводителями. Поручение поступило в Минтранс и находится в проработке, говорит представитель министерства.

Российские МС-21 из лидеров рынка заказал только «Аэрофлот»: 50 лайнеров с поставкой в 2020–2026 гг.

В Россию и страны ЕАЭС можно беспошлинно ввозить суда по другому льготному режиму – для внутреннего пользования, напоминает человек, близкий к Минтрансу. Такой режим, правда, не освобождает от уплаты НДС, но это возмещаемый налог, продолжает собеседник. По его словам, этот режим менее удобен, чем режим временного ввоза, но им уже пользуются российские авиакомпании. Например, льготный режим временного ввоза не распространяется на суда до 100 мест, которые конкурируют с SSJ100.

Представители «Аэрофлота» и Utair на запросы «Ведомостей» не ответили.

Отмена льготы очень осложнит жизнь российским перевозчикам, говорит топ-менеджер российской авиакомпании. «И зачем отменять сейчас – какая альтернатива иностранным судам? – возмущается собеседник «Ведомостей». – Пусть МС-21 сначала войдет в крупную серию, докажет, что летает не хуже, и тогда отменяйте».

Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак сомневается, что правительство отменит льготы на ввоз самолетов. Если такое произойдет, авиакомпаниям придется поднять стоимость билетов в 1,5–2 раза, чего ни правительство, ни авиакомпании не хотят допустить.

Новый лайнер МС-21 впервые прилетел в Москву