Статья опубликована в № 4766 от 04.03.2019 под заголовком: Нефтяникам нужно плавание

Продажи на внутреннем рынке принесли нефтяникам 55 млрд рублей убытков с начала года

Они просят правительство изменить расчет компенсации за поставку топлива на внутренний рынок

Продажи на внутренний рынок с начала года принесли нефтяникам 55 млрд руб. убытков подсчитали эксперты Vygon Consulting. На совещании 7 марта с куратором отрасли вице-премьером Дмитрием Козаком нефтяные компании попросят исправить ситуацию, чтобы уменьшить потери, рассказали «Ведомостям» два чиновника и сотрудник нефтяной компании: изменить способ, которым рассчитывается компенсация из бюджета поставок топлива на внутренний рынок.

Формула компенсации написана в правительстве в 2018 г.: бюджет возвращает 60% разницы между экспортными ценами на топливо и ценой отсечения – определена в 56 000 руб. за 1 т бензина и 50 000 руб. за 1 т дизтоплива. Предполагалось, что это покроет часть недостачи от продажи топлива на внутреннем рынке: в 2019 г. бюджет уплатит нефтяникам 124 млрд руб.

Но предложенная формула компенсации оказалась неэффективной: в январе 2019 г. внутренние цены на бензин были ниже цены отсечения и – по формуле – производителям бензина пришлось уплатить в бюджет 10 млрд руб., подсчитала Vygon. Нефтяники доплачивают бюджету за поставки бензина на российский рынок, признавал и представитель Минэнерго, но не называл цифру. Февраль ничего не изменил: нефтяники заплатят бюджету 4,7 млрд руб., подсчитал аналитик Vygon Евгений Тыртов.

За продажу дизтоплива на внутреннем рынке в январе нефтяники компенсацию получили – 10,5 млрд руб. – и еще 15,3 млрд руб. получат за февраль. Всего компенсация позволила нефтяникам снизить убыток на 20% (или 11,1 млрд руб.) – он составил 43,9 млрд руб. «А предполагалась компенсация 60%», – напоминает Тыртов.

Фиксированную цену отсечения при расчете компенсации за поставку на внутренний рынок надо заменить плавающей, это компенсирует убытки нефтяникам, говорят чиновник и собеседник «Ведомостей» в топливной компании. Нефтяники предлагают учитывать курс доллара, цену нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке, знает собеседник, близкий к одному из будущих участников встречи у Козака. Как эти идеи воплотить и сколько придется компенсировать нефтяникам из бюджета, собеседники «Ведомостей» не говорят.

«Новая система налогообложения нефтепереработки стала настолько сложной, что понять, как она работает, можно только ретроспективно», – считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: до реформы в отрасли не было единого понимания, как налоговый маневр повлияет на рентабельность нефтепереработки.

Привязка компенсации к фиксированным ценам, продолжает он, действительно может приводить к недополучению прибыли. В теории переход к плавающей цене может решить эту проблему, но все будет зависеть от методики расчета и макроэкономических параметров, уверен Маринченко.

«В марте в правительстве начинается серия обсуждений первых результатов действия налогового маневра», – подтвердил представитель Козака: нефтяные компании смогут поговорить о донастройке инструментов, предусмотренных налоговым маневром, предложить варианты их совершенствования. Обсуждать подробности он отказался. Собеседники «Ведомостей» знают, что Минфин против введения плавающей ставки. Представители Минфина, Минэнерго, «Роснефти», «Татнефти», «Сургутнефтегаза», «Лукойла» и «Газпром нефти» не ответили «Ведомостям».

«Ключевая проблема – компенсация никак не зависит от цены топлива на внутреннем рынке», – говорит Тыртов. Цены сильно снизились вслед за ценами на нефть в январе – феврале. «Компании вынуждены сами платить в бюджет, вместо того чтобы получать компенсации, – удивляется Тыртов. – Но демпфер напрямую не влияет на внутренние цены. Поэтому целесообразно заменить его на плавающий акциз, при расчете которого учитывались бы внутренние цены», – заключает он.

Исправленная версия. Скорректирована причина убытков нефтяных компаний.

Читать ещё
Preloader more