Продажи Lada в России упали впервые за 2,5 года

Компания надеется вернуться к росту за счет господдержки
Андрей Гордеев / Ведомости

Продажи автомобилей Lada в Роcсии в феврале сократились на 1,4% до 27 011 машин, сообщил «АвтоВАЗ». Как при этом изменился рынок легковых автомобилей, компания не уточняет. Но отмечает, что, по ее оценке, Lada «продолжает увеличивать долю рынка, которая на конец февраля превышает 20%». Получается, продажи автомобилей в целом тоже падали, причем более быстрыми темпами, чем Lada.

В феврале 2018 г. доля марки на российском рынке легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) составляла 20,6%, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Результаты общих продаж в феврале текущего года АЕБ еще не публиковала. В январе рынок вырос на 0,6%, а продажи Lada – на 3%.

«Несмотря на то что автомобильный рынок в феврале не показал активной положительной динамики, нам удалось поддержать продажи Lada в первые два месяца и превысить уровень 2018 г.», – цитируются в сообщении «АвтоВАЗа» слова исполнительного вице-президента «АвтоВАЗа» по продажам и маркетингу Яна Птачека. По его словам, автоконцерн надеется, что запущенные с 1 марта меры господдержки авторынка (программы льготного автокредитования с субсидируемой скидкой 10–25% от цены машины. – «Ведомости») «помогут сохранить тренд роста объемов продаж автомобилей в России».

До февраля продажи Lada в России непрерывно росли 2,5 года – с лета 2016 г.

У одного из дилеров Lada продажи в феврале упали примерно на 15–20%. С чем связано падение, он затруднился прокомментировать. «Но с объявлением госпрограмм [поддержки рынка] объемы контрактования резко увеличились – примерно на 40%, – отмечает он. – Так что ждем хороших итогов марта». Скорее всего, снижение продаж Lada связано с сокращением корпоративных продаж, думает топ-менеджер другой дилерской компании. «В рознице дела лучше. У нас, например, продажи Lada увеличились почти на треть», – замечает он. Об этой тенденции говорит и представитель «АвтоВАЗа». По пассажирским автомобилям в феврале падения нет – 26 144 машины против 26 044 в феврале прошлого года, приводит он данные. «Есть разница в несколько сотен автомобилей по легким коммерческим в феврале. Она связана с пересмотром и перераспределением производства компании «ВИС авто» в связи с началом производства новой линейки коммерческих автомобилей Lada Granta», – поясняет представитель «АвтоВАЗа». По его словам, «в ближайшее время склады будут наполнены, разница компенсирована».

Динамика продаж у входящих в топ-3 (по итогам января) российского рынка корейских марок была разнонаправленной. Kia в феврале продала 17 729 машин, рассказал представитель марки. Это на 0,4% меньше, чем в феврале 2018-го. По оценке компании, доля марки выросла до 14% (годом ранее была 13,4%). Получается, рынок составил примерно 126 660 машин – и это падение почти на 5%. У Hyundai российские продажи в феврале выросли на 6,1% до 14 260 машин, сообщила компания. Весь рынок «скорее стагнировал», заметил представитель автоконцерна. Рост продаж марки он объясняет используемыми кредитными программами, финансовыми продуктами и «мощной линейкой кроссоверов». Представители других марок, входящих в топ-10 рынка, на вопросы «Ведомостей» не ответили.

По предварительным данным, общие продажи автомобилей в феврале сократились, говорит президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев. На снижение спроса повлияло подорожание автомобилей на 3–5%, в том числе из-за увеличения НДС, объясняет он. «АвтоВАЗ», например, поднял цены на 2,5–3%. Поэтому покупатели старались купить автомобили заранее, добавляет он. По его мнению, в марте рост рынка вряд ли возобновится – бюджет у программ льготного автокредитования небольшой, всего 3 млрд руб. Мосеев прогнозирует падение рынка и по итогам полугодия, а во втором полугодии допускает рост.

Падение рынка в феврале 2019 г. ожидаемо – темпы его роста в последние месяцы снижались и в январе динамика вплотную приблизилась к нулю, комментирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. В начале 2018 г. в отличие от 2019-го действовали меры поддержки спроса на автомобили, напоминает он. Возможно, рынок в марте вернется к росту из-за возобновления льготного автокредитования, добавляет Удалов. По базовому прогнозу «Автостата», в 2019 г. рынок либо останется на уровне 2018-го, либо упадет – в пределах 3%.