На российском рынке многопрофильных частных клиник сменился лидер

Сеть клиник «Мать и дитя» Марка Курцера уступила первое место группе «Медси»
Евгений Разумный / Ведомости

Головная компания сети клиник «Мать и дитя» – MD Medical Group Investments (MDMG) сообщила об увеличении выручки по МСФО в 2018 г. на 9% до 14,9 млрд руб. Темпы роста компании замедлились: в 2017 г. ее выручка увеличилась на 13%, годом ранее – на 28%.

Последние три года «Мать и дитя» возглавляла рейтинги крупнейших частных медицинских клиник в России – по версии как отраслевого издания Vademecum, так и журнала Forbes. В 2017 г. следом шли «дочка» АФК «Система» Владимира Евтушенкова, группа «Медси», с оборотом 11,7 млрд руб. и Европейский медицинский центр (ЕМЦ) с 10,7 млрд руб.

Однако в 2018 г. выручка «Медси» увеличилась сразу в 1,5 раза до 17,7 млрд руб., отчиталась в конце февраля компания. Таким образом, группа опередила по этому показателю сеть «Мать и дитя». Выручка ЕМЦ в 2018 г. составила около 15 млрд руб. Компания по этому показателю находится на третьем месте, говорит ее представитель. Более точные данные он предоставить отказался.

Достичь столь впечатляющих темпов роста «Медси» удалось за счет увеличения загрузки стационаров. Они дали прирост выручки в 3,5 млрд руб. Также компания приобретала клиники в Санкт-Петербурге и Перми и открыла три собственных в Москве.

«Наша цель – бесспорное лидерство «Медси» на российском рынке частной медицины по географическому охвату, доле рынка, внедрению достижений современной медицины и максимальной доходности для акционеров», – заявил «Ведомостям» управляющий партнер АФК «Система» и председатель совета директоров «Медси» Артем Сиразутдинов. По его словам, корпорация ожидает, что рыночная доля «Медси» вырастет вдвое – до 5% к 2021 г., а по его итогам ее выручка превысит 30 млрд руб. Для этого согласно стратегии к 2023 г. «Медси» станет федеральным медицинским оператором, увеличив вдвое сеть клиник. Сейчас под управлением «Медси» 38 клиник в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Перми, а также служба «Скорой медицинской помощи», служба помощи на дому, реабилитационные центры. В 2018 г. в клиниках «Медси», по ее данным, было зафиксировано 8,5 млн посещений пациентами.

«Мать и дитя» ввела в прошлом году шесть клиник. Но их загрузка – «процесс постепенный», говорит представитель компании. Это совсем небольшие клиники площадью примерно по 150 кв. м, указывает аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина. В целом по сети число принятых родов выросло на 7% на фоне снижения рождаемости в целом по стране, отметил основной владелец и гендиректор ГК «Мать и дитя» Марк Курцер. По данным Росстата, рождаемость в России снизилась более чем на 5% в 2018 г.

Медицинский директор компании-производителя «Ангиолайн» Олег Волков считает потерю лидерства для «Мать и дитя» «временным явлением». В стратегии компании сделан акцент на региональное развитие, где многопрофильные стационары станут мощными опорными точками для дальнейшего развития сети, рассуждает он. Значит, показатели выручки пойдут вверх после введения в эксплуатацию строящихся госпиталей. Сегодня в сеть «Мать и дитя» входит 41 медучреждение в 23 регионах России, включая 5 госпиталей и 36 клиник. К 2021 г. «Мать и дитя» собиралась построить 10 госпиталей, преимущественно в регионах. Инвестиции в проект могут превысить 28 млрд руб. Из них уже завершается строительство госпиталя в Тюмени, начинается возведение второй очереди госпиталя в Лапине (Подмосковье) и госпиталя в Санкт-Петербурге, отметил Курцер. Точками роста могут стать такие направления, как хирургия, травматология, терапия и урология, отметил на телеконференции 25 марта Курцер.

В ближайшее время взрывного роста ждать от «Мать и дитя» не приходится, спорит Колбина. Сработал эффект высокой базы, расти с такого уровня тяжело. По прогнозу «ВТБ капитала», в 2019 г. оборот «Мать и дитя» вырастет не более чем на 8% – примерно до 16 млрд руб.; среднегодовой рост выручки до 2021 г. может составить примерно 15% при условии ввода клиник Тюмени, Лапино-2 и Петербурга. Догнать «Медси», если всерьез воспринимать их планы по удвоению размера бизнеса в ближайшие пять лет, будет проблематично, считает Колбина. К тому же услуги «Медси» дешевле. По части лидерства компания ни с кем не конкурирует, заявил представитель «Мать и дитя». «У компании имеется продуманная и масштабная инвестиционная программа по развитию в российских регионах, строительству в крупных городах страны современных многофункциональных госпиталей и открытию новых клиник, – указывает он. – Это наряду с расширением уже успешно действующих московских медицинских центров обеспечит ей дальнейший стабильный рост».