Нефтяники согласились заморозить цены на топливо

Вице-премьер Дмитрий Козак уговорил их не менять мелкооптовые цены до июля
Евгений Разумный / Ведомости

Нефтяники согласились на три месяца продлить соглашение о замораживании цен на топливо. Взамен правительство увеличит компенсации за продажу бензина и дизтоплива внутри России

26 марта нефтяные компании согласились на предложение вице-премьера Дмитрия Козака заморозить цены на топливо до июля, сообщил Козак.

Принципиальные договоренности есть, осталось подписать на этой неделе соглашения с нефтяными компаниями. Как и в прошлый раз, со стороны правительства его подпишут Федеральная антимонопольная служба и Минэнерго, сообщил представитель Козака. В конце прошлого года нефтяники на похожей встрече с Козаком подписали соглашения о стабилизации ситуации на топливном рынке на I квартал 2019 г. Правительство установило предельные цены на топливо для каждого региона и дало нефтяным компаниям иммунитет от претензий налоговой и антимонопольной служб за сдерживание цен.

Аналогичное соглашение подпишут и на II квартал 2019 г. Но во втором соглашении могут быть скорректированы максимальные возможные цены в мелком опте по регионам, а также снижены требования по увеличению поставок на внутренний рынок в сравнении с прошлым годом, говорят «Ведомостям» три участника встречи с Козаком. «Рынок и так перезалит», – сказал министр энергетики Александр Новак.

Правительство пообещало, что впредь продлевать это соглашение не планирует, сообщил председатель совета директоров «Нового потока» Дмитрий Мазуров.

Но самое главное для нефтяников – правительство согласилось изменить параметры расчета компенсации за поставку топлива на внутренний рынок: для бензина цену отсечения при расчете компенсации опустят с 55 000 до 51 000 руб. за тонну, а для дизтоплива – до 46 000 руб. за тонну, сообщил Новак после совещания.

Все нефтяные компании это поддержали, сказал гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков: «Ситуация и так на рынке стабильная, но эти [вышеперечисленные] решения станут 100%-ной гарантией того, что ситуация на рынке будет оставаться стабильной в среднесрочной перспективе». Представители «Роснефти», «Лукойла», «Русснефти» и «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова не ответили на вопросы «Ведомостей».

За январь – февраль из-за обязательства поставлять топливо на внутренний рынок нефтяники потеряли более 112,5 млрд руб., подсчитывала Vygon Consulting. Правительство компенсировало лишь 32 млрд руб.

С учетом нынешних изменений сумма компенсации будет больше, комментирует главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. По его словам, «если бы такой подход действовал с начала 2019 г., то чистый эффект от компенсации составил бы 7,3 млрд руб. в месяц». Выпадающие доходы бюджета оцениваются в 120–190 млрд руб. в год, рассказал «Ведомостям» директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. Минфин настаивал на их компенсации, говорил Сазанов. Два участника совещания говорят, что вопрос компенсации бюджету обсуждался, предлагалось 3–4 сценария, но финального решения пока нет. Представитель Минфина не предоставил комментарии.

«Даже с учетом изменений механизм компенсации за поставку на внутренний рынок по-прежнему может потребовать корректировки, – говорит Ежов. – Положительный момент заключается в том, что поправки позволят уйти от абсурдной ситуации, когда нефтяники продают автобензин с дисконтом 5000–15 000 руб. за тонну и при этом выплачивали в бюджет еще 2000–3500 руб. за тонну».

Главная угроза для нефтяников – заградительная экспортная пошлина на нефтепродукты будет устранена, вместо этого появится лицензирование экспорта, говорят участники совещания. Если нефтяники будут придерживаться договоренностей и удовлетворять спрос на внутреннем рынке, то смогут экспортировать нефть и нефтепродукты за рубеж, объяснил представитель вице-премьера. Этот порядок нужно будет обсудить еще в ЕАЭС, предупредил Козак.

«Нефтеперерабатывающая отрасль продолжает оставаться в режиме ручного управления», – констатирует директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «В правительстве понимают, что рост цен на топливо является одним из раздражающих факторов в обществе, поэтому сдерживают его. Пока непонятно, готово ли государство будет отпустить цены после июня или продолжит их регулировать. В любом случае государство, вероятно, постарается исключить сценарий, при котором цены на бензин будут расти быстрее инфляции», – считает эксперт.