Utair почти перестала обслуживать долги перед банками

Но положение компании не критично – она покупает вертолеты, а кредиторы готовы пролонгировать кредиты
Банки-кредиторы пока не намерены вмешиваться в работу Utair, несмотря на дефолты/ utair

Авиакомпания Utair в отчетности по МСФО за 2018 г. сообщила, что в декабре не выплатила проценты по семилетним кредитам. Это было сделано с целью обеспечить бесперебойную работу в низкий сезон. У Utair два семилетних кредита: на 15,4 млрд руб. от синдиката 11 банков и на 17,4 млрд руб. от Сбербанка. Ранее компания сообщала о дефолте только по синдицированному кредиту.

Проценты по всем кредитам Utair должна платить дважды в год – 20 декабря и 20 июня, в декабре авиакомпания действительно допустила дефолт и по кредиту Сбербанка, подтвердили «Ведомостям» три сотрудника банков-кредиторов. Всего компания не выплатила примерно 2–3 млрд руб. процентов, добавляют двое собеседников, не называя точной суммы. Получается, Utair почти прекратила обслуживание банковского долга.

У авиакомпании есть третий банковский кредит: синдицированный на 23,7 млрд руб. и сроком на 12 лет. По нему Utair проценты заплатила, но так как здесь пока действует ставка 0,01% годовых, то платеж был символическим, около 1 млн руб.

392 млн руб.

убытка до налогообложения принес Utair вертолетный сегмент в 2018 г. Авиакомпании принадлежит один из крупнейших в мире и крупнейший в России вертолетный оператор – «Ютэйр – вертолетные услуги». В 2017 г. вертолетный сегмент получил 2,3 млрд руб. прибыли до налогообложения

Погашение тела всех кредитов должно начаться в 2020 г., в ноябре Utair начала переговоры с кредиторами о реструктуризации и в марте 2019 г. сделала официальное предложение: попросила полностью списать синдицированный кредит на 23,7 млрд руб. и 50% кредита на 15,4 млрд руб. Также компания просит структуры «Сургутнефтегаза» полностью списать 12-летний заем на 3,6 млрд руб. и половину семилетнего займа на 2,4 млрд руб. Держателям своих облигаций на 13,3 млрд руб. Utair также предложила реструктуризацию: погасить в течение года 1,5 млрд руб., а 11,8 млрд руб. начать погашать через 35 лет.

И только по кредиту Сбербанка компания не просит списаний. По кредиту Сбербанка действует поручительство структуры «Сургутнефтегаза», покрывающее как 100% тела кредита, так и невыплаченные проценты, уверяют три банкира, знающих об этом от сотрудников Сбербанка. Понятно, что банк в такой ситуации ни на какие списания не пойдет, добавляют собеседники «Ведомостей». Кредит Сбербанка Utair хорошо обеспечен, заявил на днях президент госбанка Герман Греф. Представитель Сбербанка от комментариев отказался.

79%

составила загрузка лайнеров Utair в январе – марте, она выросла по сравнению с прошлым годом на 2,3 п. п. По данным Росавиации, кроме Utair загрузка также выросла у авиакомпании «Сибирь» (входит в S7 Airlines) – на 0,5 п. п. У остальных крупнейших авиакомпаний – «Аэрофлота», «Победы», «России» и «Уральских авиалиний» загрузка снизилась. Но Utair единственная из этих авиакомпаний снизила пассажиропоток – на 4,3 п. п.

Utair – четвертая авиакомпания в России после группы «Аэрофлот», S7 Group и «Уральских авиалиний», в январе – марте перевезла 1,6 млн пассажиров. В 2018 г. Utair увеличила выручку по МСФО на 10% до 82,7 млрд руб., но получила 22 млрд руб. чистого убытка, тогда как годом ранее было 2,4 млрд руб. прибыли. «Большая часть этого убытка – бумажная, полученная из-за перевода банковских кредитов из долгосрочных в краткосрочные вследствие неисполнения обязательств по выплате процентов», – отмечает аналитик АКРА Александр Гущин.

После майских праздников банки сделают авиакомпании свое предложение по реструктуризации с тем расчетом, чтобы к 20 июня (дата выплаты процентов) договориться, говорят три банкира. Списывать долги никто не станет, скорее всего, будет еще одна реструктуризация с очередным переносом погашения тела далеко вперед, добавляют двое собеседников. Главное, что предстоит решить совместно с авиакомпанией, – сколько процентов она в состоянии платить, и исходя из этого определить параметры нового кредита или кредитов, заключают они.

Контролирующая сторона

По состоянию на 31 декабря 2018 г. непосредственной и конечной контролирующей стороной Utair является фонд «Пенсионное сопровождение» в лице Валерия Ефимова, сообщила Utair в отчетности по МСФО. Utair много лет контролировала нефтяная компания «Сургутнефтегаз» через одноименный НПФ. В 2018 г. НПФ в результате реструктуризации был переименован в «Пенсионный выбор» и стал принадлежать вместо структур «Сургутнефтегаза» фонду «Пенсионное сопровождение». Ефимов – единственный владелец и президент последнего. Но авиационная отрасль и кредиторы Utair считают, что эту авиакомпанию по-прежнему контролирует «Сургутнефтегаз».

«EBITDA Utair в 2018 г. снизилась на четверть – примерно до 10 млрд руб., но она все равно почти вдвое превосходит размер начисленных банковских процентов – 5,3 млрд руб. Финансовое положение компании тяжелое, но критичным оно было бы, если бы EBITDA не покрывала начисленных процентов», – говорит Гущин.

Операционный денежный поток Utair в 2018 г. был положительным – 12,4 млрд руб., при этом 6,8 млрд руб. компания, как следует из ее отчетности, потратила на приобретение основных средств, в основном вертолетов, самолетов и двигателей, отмечает Гущин.

Представитель Utair не ответил на вопрос, какую технику купила авиакомпания и был ли вариант направить средства вместо покупок на выплаты процентов по кредитам. В состав Utair входит компания «Ютэйр – вертолетные услуги» – крупнейший в России и один из крупнейших в мире вертолетных операторов. Самолетов Utair в прошлом году не покупала, но, согласно данным Росавиации, в сертификате эксплуатанта вертолетной «дочки» дополнительно появились три вертолета Airbus и семь вертолетов Ми-8АМТ/МТВ.

«Банк «Траст» заинтересован в полном погашении долга, поэтому находится в диалоге с компанией, ее акционерами, госорганами и остальными кредиторами. Мы ведем поиск решений, которые могли бы устроить всех», – говорит представитель банка. «Траст» – второй по величине кредитор авиакомпании (13,9 млрд руб.) после Сбербанка (22,4 млрд руб. с учетом участия в синдикатах). Представители других банков – кредиторов Utair – «России», Московского кредитного банка, «Юникредита», Связь-банка, «МТС банка», Сургутнефтегазбанка, «Уралсиба», банка «Русь» и «Нико-банка» – на запросы «Ведомостей» не ответили.