Мощность экспортного нефтепровода «Дружба» снижена на треть

Таковы последствия попадания в нее загрязненной нефти, проблемы есть и в российском порту Усть-Луга
«Транснефть» очистила от дихлорэтана экспортный нефтепровод «Дружба» /Gettyimages

4 мая очищенная от дихлорэтана нефть дошла из России до хранилищ под Мозырем и в понедельник, 6 мая, поступит на Мозырский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), говорится в сообщении госкомпании «Белнефтехим». Минэнерго России это подтверждает. Кроме того, оно обещает до 7 мая очистить загрязненную нефть, ушедшую в российский порт Усть-Луга. Ранее о проблемах на этом направлении ничего не сообщалось.

Некачественная нефть поступила на Мозырский НПЗ 19 апреля. Спустя несколько дней прокачку российской нефти остановили Белоруссия, Украина, Польша и Словакия. Возобновлять прокачку российской нефти по «Дружбе» страны-транзитеры пока не планируют.

Загрязнение, как установила «Транснефть», началось с частного узла приема нефти № 623 в Самарской области. Сколько оно длилось и кто поставил некачественную нефть через этот узел, представитель госкомпании не говорит. Владельцем узла называлась компания «Самаратранснефть-терминал». Но та заявила, что продала его еще в 2017 г.

«Чистой воды мошенничество в нарушение всех инструкций и нормативных требований», – оправдывался перед президентом России Владимиром Путиным руководитель «Транснефти» Николай Токарев 30 апреля. «Они смошенничали, а ущерб для нас и экономический, и материальный, да и имиджевый очень серьезный!» – негодовал президент. Путин предложил Токареву поменять систему контроля качества поступающей в нефтепровод нефти, тот пообещал усилить контроль в системе «Транснефти». Делом заинтересовалась ФСБ, рассказывает «Ведомостям» источник в правоохранительных органах.

Грязная «Дружба»

«Дружба» была построена еще при СССР для поставок нефти сначала в страны социалистического лагеря, а затем и в Германию. На границе с Белоруссией у города Унеча от трубы отходит Балтийская трубопроводная система – 2 (БТС-2, 36 млн т в год) до российского порта Усть-Луга в Ленинградской области.

В белорусском Мозыре «Дружба» разветвляется. Южная ее часть (три нитки с пропускной способностью 16,7 млн т нефти в год) идет на Украину, Венгрию, Словакию и Чехию, северная (две нитки, 49,8 млн т) – в Польшу и Германию.

213,1 млн т

нефти экспортировано в дальнее зарубежье в 2018 г.

Терминалы в портах Приморска (Ленинградская обл.) и Новороссийск получают нефть по другими трубам, загрязнение дихлорэтаном этих направлений не коснулось.

Загрязнены около 5 млн т нефти в «Дружбе», сообщил «Ведомостям» главный инженер «Гомельтранснефть Дружба» (входят в «Белнефтехим», управляет белорусскими участками трубы) Андрей Вериго. Стоимость такой нефти исходя из цены российской Urals на 30 апреля составляла $2,6 млрд. На территории Белоруссии в трубах «Гомельтранснефть Дружба» и «Полоцктранснефти» около 1,3 млн т загрязненной нефти, Мозырский НПЗ переработал 400 000 т. Польша успела принять около 1 млн т нефти с высоким содержанием дихлорэтана, а Украина – 400 000 т, говорит Вериго. Остальное (1,8 млн т) – на территории России, говорит Вериго.

Потери меньше, утверждает человек, близкий к российскому Минэнерго: «загрязненной нефти всего 3 млн т» стоимостью $1,6 млрд. Представители «Транснефти» и Минэнерго России это комментировать отказались.

Генеральная уборка

Очистка южного и северного трубопроводов «Дружба» началась 1 мая, говорит Вериго: «Транснефть» и «Гомельтранснефть Дружба» сливают загрязненную нефть в резервуары парков «Унеча» (на территории России) и «Мозырь» (в Белоруссии). После очистки на каждом маршруте будет работать по одной нитке, отмечает Вериго. Остальные будут использоваться в качестве хранилища, пока сырье будут очищать.

Как поступить с загрязненной нефтью, еще не ясно, рассказывают человек в нефтяной компании и собеседник, близкий к контрагентам «Транснефти». «Эту нефть можно дополнительно переработать (очистить), продать в нынешнем виде со скидкой от $3 до $15 за баррель или понемногу добавлять в уже очищенную нефть, так, чтобы не превышать нормативы предельно допустимой концентрации», – говорит один из них.

«Гомельтранснефть Дружба» планирует возобновить прокачку нефти и выйти на 60–65% номинальной среднегодовой загрузки (или 40% проектной мощности системы) уже 10–11 мая, следует из заявления компании. Очистные работы снизят пропускную способность нефтепровода «Дружба» на 60% от проектной мощности в первые месяцы после очистки, а по итогам года «Гомельтранснефть Дружба» сможет прокачать в Польшу и через Украину в Словакию лишь 40 млн т российской нефти, говорит Вериго. В 2018 г. по «Дружбе» прошло 48,9 млн т. Важно понимать, что запуск системы – только начало пути: она будет работать «в функционально ограниченном режиме», уточнил Вериго.

Обходные пути

Доставить нефть в Европу можно по железной дороге и через российские порты. Чтобы перекачать 8,9 млн т, достаточно одного Приморска, рассуждает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: его мощность – 60 млн т, но в прошлом году перевалка нефти там была всего 38,5 млн т. Усть-Луга может перевалить 38 млн т нефти в год, загрузка в 2018 г. была 73%, а Новороссийск – 50 млн т, его загрузка в прошлом году была 55%, говорит Бурмистров. Конечно, перераспределение потоков на Приморск увеличит затраты на транспортировку нефтяных компаний, но ненамного, считает он.

Кто понесет финансовые потери – пока открытый вопрос, рассказывает «Ведомостям» сотрудник крупной нефтяной компании. Отправка нефти по системе трубопроводов «Транснефти» – процесс непрерывный, объясняет он. Вся нефть в трубе признается технической и принадлежит «Транснефти». А крупные нефтяные компании заключают договоры о сдаче нефти рядом со своими месторождениями в России и уже через несколько дней получают нефть рядом с точкой продажи в Европе, хотя физически скорость перемещения нефти по трубопроводу не превышает 250 км в сутки.