«Вертолеты России» начинают поставки новейшего вертолета среднего класса Ми-38

Новинка оказалась вдвое дороже ее аналога – Ми-8
«Вертолеты России» начинают поставки новейшего вертолета среднего класса Ми-38/ Максим Стулов / Ведомости

В этом году холдинг «Вертолеты России» (входит в госкорпорацию «Ростех») поставит первый гражданский вертолет Ми-38, его оператором будет компания «Русские вертолетные системы» (РВС), рассказали «Ведомостям» федеральный чиновник и человек, близкий к Минтрансу.

«Переданный заказчику Ми-38 примет участие в аэрокосмическом салоне МАКС-2019 [в конце августа], он будет поставлен в комплектации с пассажирским салоном повышенной комфортности», – подтвердил представитель «Вертолетов России». «РВС готовится к эксплуатации Ми-38: совместно с заводом-производителем [Казанским вертолетным заводом] мы утверждаем в «Росавиации» программы подготовки, начали набор и обучение пилотов, инженеров и бортпроводников», – передал «Ведомостям» гендиректор РВС Алексей Зайцев. Вертолет будет в собственности одной из структур «Ростеха», а РВС будет его эксплуатировать по контракту на освоение типа, выявлять детские болезни. Оператору будут компенсироваться операционные издержки и затраты на развитие маршрутной сети, говорят два человека, близких к Минтрансу и «Ростеху». По такой же схеме РВС ранее осваивала легкий вертолет «Ансат», а Utair сейчас – новейшую модификацию Ми-8, вертолет Ми-171А2.

Основу российского вертолетного парка составляют вертолеты Ми-8, как выпущенные в СССР Ми-8Т, так и российские современные версии Ми-8АМТ/МТВ. По данным «Вертолетов России», Ми-8 с учетом всех моделей – самый популярный в мире двухдвигательный вертолет, их выпущено более 12 000 шт.

Ми-38 отличается от семейства Ми-8/17 прежде всего улучшенными летно-техническими характеристиками: дальность его полета составляет до 880 км против 650–700 км у Ми-8, грузоподъемность выше на четверть. Кроме того, Ми-38 отличает повышенный уровень комфорта и безопасности, меньшие уровни шума и вибраций. Самая современная авионика, четырехканальный автопилот и система предупреждения столкновений в значительной степени автоматизируют полет, снижая нагрузку на экипаж и позволяя более надежно летать в районах с неразвитой наземной инфраструктурой. Авариестойкая топливная система и прочная конструкция вертолета обеспечивают безопасность людей в случае нештатных ситуаций, говорит представитель холдинга. Ми-38 будет востребован на тех видах работ, где характеристик Ми-8АМТ/МТВ, и тем более Ми-8Т, уже недостаточно, а использование сверхтяжелого Ми-26Т – избыточно, добавил он. Ожидает холдинг и высокого интереса со стороны VIP-заказчиков.

Это принципиально новая машина, с иными системой управления и уровнем автоматизации по сравнению с Ми-8, который, несмотря на все модификации, остается вертолетом, разработанным в 1960-е, согласен топ-менеджер вертолетного оператора.

Стоить Ми-38 будет не менее 1 млрд руб., говорят три человека, близких к потенциальным заказчикам. Цена на первые экземпляры может доходить до 1,3 млрд руб., добавляет еще один человек, близкий к потенциальному заказчику. Ми-8АМТ/МТВ стоит примерно 500 млн руб. Человек, близкий к «Вертолетам России», признает, что Ми-38 будет заметно дороже Ми-8АМТ/МТВ, а представитель холдинга цену не комментирует. Но при выходе в серию цена может заметно снизиться, на сотни миллионов, уверены все собеседники «Ведомостей».

Ми-38 – это все-таки вертолет другого, скорее тяжелого класса, он создаст новый, пусть и ограниченный, сегмент перевозок и работ, считает собеседник в компании – потенциальном заказчике вертолета. Но сейчас весь вертолетный рынок страны, прежде всего в интересах нефтяников и газовиков, сложился под Ми-8, именно с ним авиакомпании будут сравнивать технические возможности и цену Ми-38, признает человек, близкий к «Вертолетам России».

Ми-38, конечно, получился дорогим для авиакомпаний, говорит топ-менеджер вертолетного оператора. Хотя иностранные вертолеты среднего класса, например Airbus 225 или Sikorsky S92, будут заметно, а может и в разы, дороже. В мире такие машины вообще выпускаются в очень ограниченных количествах, добавляет собеседник.

«Для снижения затрат эксплуатантов мы планируем активно использовать схему финансового лизинга, которая уже показала свою эффективность при обновлении парка отечественных авиакомпаний», – говорит представитель «Вертолетов России».

«Ми-38 может за счет большой вместимости и высокого уровня комфорта иметь хорошие перспективы при развитии пассажирского вертолетного сообщения в стране. Необходимо оценить, не выгоднее ли обеспечивать транспортную доступность отдельных территорий за счет вертолетных, а не самолетных перевозок. Сами по себе самолетные перевозки дешевле, но для самолета нужна дорогостоящая инфраструктура», – указывает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Федор Борисов.

«Мы ведем переговоры с «Вертолетами России» по поводу Ми-38, уверены, что он даст дополнительные возможности для обслуживания заказчиков», – передал Андрей Ильменский, гендиректор «Ютэйр – вертолетные услуги», крупнейшего вертолетного оператора в России.