Статья опубликована в № 4837 от 20.06.2019 под заголовком: «Азбука вкуса» сделала паузу

«Азбука вкуса» почти перестала расти

Выручка ритейлера в январе – марте прибавила лишь 2%

Выручка оператора супермаркетов «Азбука вкуса», компании «Городской супермаркет», в январе – марте 2019 г. составила 15,4 млрд руб. – на 2% больше, чем за тот же период годом ранее. Об этом свидетельствуют данные отчетности по РСБУ единственного операционного юрлица ритейлера.

I квартал и особенно январь для продовольственной розницы, как правило, период затишья после предновогодних продаж в IV квартале. Правда, выручка основного конкурента «Азбуки вкуса», супермаркетов «Перекресток», принадлежащих X5 Retail Group, за это же время росла намного быстрее – на 20,3% до 66,4 млрд руб. По данным Росстата, инфляция в I квартале составила 1,8%, продовольственная – 2,6%.

«Азбука вкуса» заметно замедлила рост выручки в начале 2019 г., делится наблюдениями и гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: рост сети остановился – конкуренция в Московском регионе усиливается, в особенности со стороны «Вкусвилла», а трафик в некоторых московских магазинах сокращается. В январе – марте общее число объектов под вывеской «Азбука вкуса» не изменилось, по данным «Infoline-аналитики», а у «Вкусвилла», работающего в основном в Москве и Подмосковье, выросло почти на четверть, или 169 точек, до 886 – и это без учета вендинговых автоматов и киосков без персонала в офисах. В Петербурге же эффект, который оказали на продажи «Азбуки вкуса» переезд «Газпрома» и чемпионат мира по футболу, исчерпал себя, в итоге рост ее выручки замедлился, указывает Бурмистров.

Себестоимость продаж у оператора «Азбуки вкуса» росла вдвое быстрее выручки, существенно увеличились коммерческие расходы (+7% до 6,3 млрд руб.) и управленческие затраты (+5% до 261,9 млн руб.). В результате в I квартале ритейлер получил чистый убыток в 292,7 млн руб. против чистой прибыли в 449,4 млн руб. годом ранее. Убыток «Азбуки вкуса» по РСБУ за отчетный период отчасти может быть связан с ростом списаний по кулинарной продукции после активного расширения линейки, полагает Бурмистров. Соглашения с ритейлером Prisma, автозаправками Shell, куда «Азбука вкуса» начала поставлять готовую еду собственного производства, в том числе призваны повысить загрузку мощностей и эффективность продаж кулинарии, говорит эксперт.

Традиционно «Азбука вкуса» не публикует отчетность. Ритейлер раскрывал выборочные данные по МСФО за финансовый год, который у него заканчивается 31 марта. За 2018 г. компания раскрыла только размер выручки без НДС – 60 млрд руб. За 2017 финансовый год выручка «Азбуки вкуса» составляла 53,5 млрд руб., EBITDA – 3,5 млрд руб., сказано на ее сайте; показатели чистой прибыли она не раскрывала.

В отчетности по РСБУ выручка сети немного выше: 62,3 млрд руб. за 2018 календарный год и 54,5 млрд руб. – за 2017-й. При этом в отличие от МСФО отчетность «Азбуки вкуса» по РСБУ не является консолидированной отчетностью по группе – головной компании и дочерних юрлиц. В сеть «Азбука вкуса», по ее данным, входит 102 одноименных супермаркета, 10 магазинов более крупного формата «АВ маркет», 56 мини-маркетов AB Daily, три специализированных винных магазина, два бистро «АВ бистро», ресторан The Finch и интернет-магазин av.ru. Помимо розничного бизнеса, основное юрлицо которого – «Городской супермаркет», у компании есть небольшое фермерское хозяйство в Калужской области, где она выращивает коров мясных пород и овец, а также овощи: капусту, картофель, свеклу, морковь. Согласно «СПАРК-Интерфаксу» с «Городским супермаркетом» аффилированы ООО «Азбука вкуса» (основная деятельность – создание и управление базами данных и информационными ресурсами), ООО «АВ-онлайн» (розничная торговля в интернете), ЗАО «АВ-инвест» (управление недвижимым имуществом).

«Азбукой вкуса» владеют ее основатели Максим Кощеенко (25,5%) и Олег Лыткин (17,1%). Также крупные доли у фонда VMHY (12%), владельцами которой «Коммерсантъ» называл Алексея Масловского и Питера Хамбро. У Invest AG Александра Абрамова и Millhouse Романа Абрамовича суммарно 41,1% «Азбуки вкуса», по данным ее сайта.

Менее чем за год «Азбука вкуса» сменила двух руководителей. В октябре 2018 г. пост президента «Азбуки вкуса» покинул Владимир Садовин – он руководил сетью 14 лет. Его в этой должности сменил Владимир Долгов, до этого возглавлявший формат «АВ маркет». «Своей главной задачей на ближайшее время я считаю усиление тех направлений розничного бизнеса, которые являются критичными для сохранения ведущих позиций компании» – такие слова Долгова приводились в сообщении «Азбуки вкуса» по поводу кадровых перестановок. Но уже в марте 2019 г. президентом ритейлера стал Денис Сологуб: он окончил Институт криптографии, связи и информатики Академии ФСБ, служил в ВМФ. В «Азбуке вкуса» Сологуб работал на разных должностях с 2001 г. – от IT до логистики и управления сельскохозяйственными проектами. Смена менеджмента, по мнению Бурмистрова, демонстрирует, что акционеры компании ищут новые драйверы роста для компании и нацелены на повышение операционной и финансовой эффективности, а также консервативный подход к инвестициям и снижение долга.

Запрос в «Азбуку вкуса» остался без ответа. Получить комментарии представителя «Вкусвилла» в среду вечером не удалось.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more